Громадянська Освіта, 2009, №12
Дети на улице (ретроспективный отчет)
автор: Олег Севостьянов
В данном отчете охватывается период с 1999 года и по настоящее (апрель 2009 года) время. Автор основывается, преимущественно, на состоянии дел с детскими проблемами в Северодонецке Луганской области, но обращается также к аналогичным вопросам по городам Лисичанск и Рубежное, поскольку все указанные города в некотором смысле составляют единую компактную территорию.
В 1999 году в Северодонецке насчитывалось 13-15 абсолютно беспризорных детей (здесь и далее – категория «А») в возрасте от 7 до 14 лет, т.е., таких, которые жили только на улице, а дома не появлялись вовсе или появлялись лишь изредка. В эту группу входили также дети из соседних городов и районов, съезжавшихся в Северодонецк по той причине, что этот город был экономически более благополучен. Мальчиков категории «А» было около десяти, девочек — четверо. Также насчитывалось около 50 детей этой возрастной группы, какие бродяжничали часто (категория «Б»), с разной периодичностью, ночуя у друзей или родственников, но преимущественно жили дома. И было около 30 детей, иногда совершавших «экскурсионные вояжи» (в основном, в летнее время) самостоятельно или в компании друзей.
В Лисичанске к 1999 году было до 20 человек категории «А» и до 50 человек категории «Б». О детях категории «В» данные отсутствуют. В Рубежном — около 15 категории «А»; данные по категориям «Б» и «В» отсутствуют.
Примерно с 2005 – 2006 г.г. и в настоящее время беспризорников категории «А» в Северодонецке не наблюдается. В феврале 2009 года мною был зафиксирован единичный эпизод, относящийся к категории «Б» или «В» – это были двое мальчишек лет по 13. Больше я их не встречал. В Лисичанске таковых сейчас двое, мальчишки примерно 10 и 13 лет (отдельно друг от друга), но оба они беспризорными себя не называют. По Рубежному на данный момент информации у меня практически нет, хотя мне известно о 16-летнем мальчишке, который живёт, по его словам, один со своей девушкой, а мать его спилась.
Ликвидировать детскую беспризорность как социальное явление взялись повсеместно городские власти, озабоченные, однако, лишь тем, чтобы на подведомственной им территории этого позорного явления не было; о судьбах самих этих детей никто не думает, исследований, аналитических работ по детским проблемам никто не проводит, а отделы статистики нацелены на сокрытие детского беспризора как такового.
Из средств, воздействующих на центральную нервную систему (ЦНС) в 1999 – 2003 г.г. среди беспризорников был более сего распространён толуол. Так стало оттого, что толуол был очень доступным и дешёвым. В 1999 году в среде беспризорников категории «А» толуол употребляли абсолютно все, и мальчики, и девочки. Это относится как к Северодонецку, так к Лисичанску и Рубежному. Но среди беспризорников категорий «Б» и «В» толуол не был популярен, а те, кто его эпизодически употреблял, подвергались осуждению. Тем не мене, дети иногда приносили толуол даже в школы. Это прекратилось примерно с 2003 года, к этому времени школы разобрались с тем, что такое толуол. Милиция и соответствующие службы в Северодонецке никакой борьбы с токсикоманией не вели, наоборот, по моим данным, милиция «крышевала» одного из подонков, вначале открыто продавших детям толуол на Центральном рынке, а затем, конспиративно, в собственном гараже. Однако журналисты и правозащитники Северодонецка добились того, что продажа детям толуола была полностью остановлена (2005 год). Беспризорники сообщали, что им приходилось ездить за толуолом в Лисичанск, (р-н завода РТИ) и в Рубежное. Но сообщить о точках продажи им толуола они отказывались категорически. Сейчас толуол, к счастью, вышел из моды. Из наркотических веществ беспризорники употребляют лишь коноплю сорную (Cannabis vulgaris), которая, в отличие от конопли индийской, имеет весьма слабый наркотический эффект. Ни одного случая употребления «тяжёлых» наркотиков в среде беспризорников мною зафиксировано не было, и даже о существовании относительно доступного трамадола эти дети не знали. Алкогольные напитки в среде беспризорников также практически не потреблялись, вероятно, виду их относительной дороговизны; исключение здесь только для пива, которое алкогольным напитком не признано. Однако пиво более распространено среди обычных, так сказать, благополучных детей.
За период с 1999 года и по сей день среди детей имели место два случая самоубийства, оба произошли в Северодонецке. В первом случае (см. приложение «Кукла») покончил с собой 14-летний мальчик, бывший воспитанник интерната, усыновлённый женщиной, которая, по словам сотрудника прокуратуры, «завоспитывала» его, а по другим данным — заставляла его собирать бутылки, работать на даче и даже просить милостыню. Во втором случае покончил с собой, спрыгнув с 9-этажного здания, тоже 14 – летний мальчик, Саша Николенко (см. приложение «Равнодушие спин»), житель посёлка Боровское. Причины этого случая достаточно сложны.
Из криминальных моментов среди беспризорников было распространено, прежде всего, воровство, а также, менее массово, проституция. Причём занимались проституцией также два мальчика, один из которых «снимался» около магазина «Универсам» и около автостоянки (см. приложение «Детпроституция»). Девочек можно было найти на «Хитром» рынке Северодонецка. Данных по Рубежному и Лисичанску у меня нет. Пик детской проституции приходился на 2002 – 2003 годы. В настоящее время (с 2007 года) явных случаев детской проституции не отмечается.
В отношении беспризорных детей часто и густо совершались различные правонарушения всеми категориями населения, в том числе милиций. В одном случае на 12-летнего мальчишку, Мишу Д., милиция пыталась «повесить» убийство бомжа, однако благодаря вмешательству правозащитников было «установлено», что этот ребёнок в момент убийства находился в другой комнате, и далее он проходил по делу как свидетель. В другом вопиющем случае троих беспризорников (см. приложение «Церковники») за кражу 37 грн. и пачки сигарет восемь суток подвергали унижениям и издевательствам и держали в подвале конюшни церкви на Лесной Даче (Северодонецк), а в первый день один мальчишка (именно он украл) был изнасилован. Об этом вышел материал в российской газете «Мир Новостей» (31.10.2004, «Монастырские мученики»).
Во многом, причинами столь плачевного положения детского мира вообще и беспризорников в частности является практически полное игнорирование детей как государственной властью, так и местными властями. Например, северодонецкий горголова Грицишин В.Е, давая интервью на радио и по ТВ по теме беспризора, говорил, что «у этих детей есть родители». Это яркий пример некомпетентности и равнодушия чиновника.
В обозримом будущем, по моему мнению, ситуация с положением среди беспризорных детей и социальных сирот и отношение к этой теме государства не улучшится, а может и ухудшиться. Прежде всего, ввиду наступающего экономического кризиса, последствия которого не могут не сказаться на социальном состоянии людей. Однако милиция при содействии других государственных структур будет по–прежнему отлавливать беспризорников только лишь для того, чтобы они не ухудшали внешний образ как страны в целом, так и отдельных территорий: городов, районов и т.д. Поэтому работа в данной сфере проблем именно НГО будет весьма позитивной.
Справка «ПЛ»: Олег Севостьянов - 1970 г.р., журналист, детский писатель, защитник прав детей. В 1992 году в Северодонецке был создан телефон доверия, в котором Олег Севостьянов работал вначале сотрудником, а затем – начальником. В 1995 году переехал в Воркуту, где работал консультантом Центра психолого-педагогической поддержки населения «Вдохновение». На этих работах пришло знание проблем детей с трудной судьбой, многих беспризорников он опекал (и опекает) в течении многих лет. Лично, вне каких-либо учреждений или организаций.
С 1998 года Олег Севостьянов работает в журналистике: в ТРК СТВ, газетах «Северодонецкие вести», «Огни Северодонецка», «Час ПиК», «Прав-Да». Внештатный корреспондент газеты «2000».
Детский писатель: в 2006 г. издательством «РИПОЛ Классик» (Москва) выпущена книга Олега Севостьянова «По ту сторону мушки», в 2008 г. издательский центр «Индиго» (Киев) издал книгу Олега Севостьянова «Юнга. Изменчивый азимут».
С ЛОО КИУ сотрудничает в рамках проекта «Детский правозащитный центр».
Рекомендувати цей матеріал