версія для друку

Громадянська Освіта, 1999,  №18
Різне, Релігія і школа

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВА

30.12.1999
Так называется статья Анны Егоровой, одного из авторов книги "Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы" (Москва, Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1997). Предлагаемый отрывок посвящен вопросу, вокруг которого не прекращаются споры.

Как правило, употребляя выражение "правовая культура", авторы учебников не уточняют, какой смысл они в него вкладывают. А между тем тут смешиваются не только разные значения слова, но и разные подходы к преподаванию правовых дисциплин.

В первом подходе превалирует значение "право - совокупность законов". Правовая культура в этом случае понимается как основательное знание законов, хорошая ориентация в правовой системе.

В учебнике для 10-11 классов "Политика и право" (на наш взгляд, одном из лучших, созданных за последнее время) в главе "Право" читаем: "Известная формула "разрешено все, что не запрещено законом" при всей внешней демократичности, на наш взгляд, не только ошибочна, но и вредна. Она, несомненно, стимулировала массовое распространение в обществе рэкета, бродяжничества, пьянства, наркомании, проституции и других негативных явлений. Для правового государства более приемлема изначальная формула мыслителя античности Аристотеля - "не разрешено все, что не предусмотрено законом". Авторы правы в том, что эти высказывания действительно противоположны. В основе первого лежит представление о том, что превыше всего - права и свободы личности: человек вправе делать все, что не запрещено законом; иначе говоря, человек свободен реализовать свои права, если он при этом не нарушает права других людей. Второе же высказывание подразумевает, что закон должен полностью регламентировать жизнь каждого гражданина, а то, что законом не предусмотрено - запрещено.

Другой подход к преподаванию правовых дисциплин заключается в том, что сначала дети должны получить представление о естественных правах, а затем об их отражении в законодательстве и о том, как с помощью законов защищать свои права и права других людей. С этой точки зрения правовая культура - это осознание своих прав и уважение к чужим правам (что по сути - две стороны одной медали), подкрепленное знанием отечественной системы законов и международных правовых актов.

Такой подход хорошо иллюстрирует образ, заимствованный нами у Марека Новицкого, председателя польского Хельсинского фонда:

Представьте себе, что вам нужно куда-то доехать на машине. Конечно, хорошо, если вы умеете водить, но можно обойтись и без этого - найти шофера, который вас довезет (главное, знать: куда и для чего вам нужно ехать).

Точно также гражданин должен знать, что он обладает определенными правами, которые могут быть реализованы с помощью существующей системы законов (машина и правила дорожного движения), но ему вовсе необязательно знать эту систему законов досконально: в случае затруднения он может обратиться к юристу (шоферу).

Комментарий ПЛ. Чтобы направить дискуссию в конструктивное русло предлагаем следующую формулировку вопроса. Обе компоненты преподавания: и "мировозренческая", и "информационная" должны, очевидно, не исключать, а дополнять одна другую. Бесспорно, что каждая из них необходима в каком-то минимальном объеме. Минимальный объем знания действующего законодательства должен задаваться тщательно разработанными национальными стандартами. Что касается "воспитания в духе прав человека", то во-первых, здесь трудно вообще говорить о каких-то стандартах, а во-вторых, значение этой компоненты обучения, действительно невозможно переоценить. Настоящее воспитание - это то, чего не может быть слишком много. Надо признать, однако, право преподавателя в определенных границах самому устанавливать пропорцию между этими двумя компонентами в соответствии со своими собственными возможностями и склонностями, а также со склонностями и возможностями детей (и с учетом возможной специализации класса).

Рекомендувати цей матеріал

X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль