Громадянська Освіта, 2012, №06
Центр гражданского образования в Польше
В начале девяностых годов Польша переживала шок смены строя. Вместе с новой политической системой в жизнь входило новое законодательство, открывавшее перед гражданами много возможностей, но и вызывавшее неопределенность.
Одна из главных перемен касалась активности гражданского общества в его наиболее формализованном сегменте — неправительственных организациях. Социолог Марек Рымша назвал это «эффектом снятия крышки». Как пар вырывается из котла, так неправительственные организации неожиданно возникли в польской общественной жизни. В этом движении появился также Фонд Центра гражданского образования, одной из крупнейших и важнейших общественных образовательных организаций в Польше.
Центр гражданского образования (ЦГО) возник в 1994 г., основанный группой приверженцев нового, другого образования молодежи, и с самого начала ставил перед собой цель изменить школьную систему. Изменения должны были касаться ментальности учителей, системы оценок, подбора материала, выбора школьных предметов, того, что школа предлагает и чему учит после уроков. Речь шла и всё время идет о создании лучшего места для получения знаний, навыков и общественных компетенций. Цель и сущность ЦГО — это прежде всего гражданское общество.
Фонд не стремился к изменению всей системы просвещения. Деятельность организации концентрировалась на тех лицах и учреждениях, которые хотели к ней примкнуть. Проекты ЦГО привлекают учащихся, учителей, директоров школ с их учреждениями. Речь идет о том, чтобы избежать принуждения, повсеместного в системе просвещения.
В настоящее время организация осуществляет около тридцати образовательных программ. Каждая из них касается отдельной сферы жизни школы и того, что вне школы для молодых людей может быть или, по мнению ЦГО, должно быть важным. Программы различаются по масштабу (от нескольких десятков школ до нескольких тысяч) и тематикой.
Методы работы ЦГО опираются на фундаментальное убеждение, что лучшие результаты в обучении достигаются благодаря опыту, приобретаемому учениками в творческой деятельности. Учителя учатся, как правильно и активно работать с учениками. Основой их деятельности должна быть формирующая оценка, характеризующаяся тем, что ученики вместо традиционно понимаемой отметки получают от учителя широкую ответную информацию, которая должна позволить исправить то, что было сделано неверно, и мотивирует к этому.
Учащиеся, реализующие проекты ЦГО, работают самостоятельно, а учителя и сотрудники организации предоставляют им для этого инструменты и оказывают поддержку. Самое главное, что (как минимум, по идее) школьники действуют самостоятельно и добровольно. Центр обычно не организует конкурсов, исходя из простого убеждения, что в конкурсах только небольшое число участников выигрывает. Те, кто проиграл, могут утратить интерес к цели конкурса, какой должно быть приобретение новых знаний или компетенций. С образовательной точки зрения, намного лучше ситуация, в которой нет таких дифференциаций. Выигрывают, таким образом, все, кто внес усилия в осуществление проекта и довел работу до конца.
В более чем десятилетней истории ЦГО можно выделить два этапа работы со школьниками. Еще несколько лет назад самой популярной ее формой были мастерские, руководимые не учителями, а инструкторами («аниматорами») ЦГО. Несколько часов активной работы, формы которой школьник совершенно не связывал с тем, что он изо дня в день делает в школе, должны были стимулировать к активному участию в проектах. Мастерские, кроме того, позволяли учащимся лучше узнать друг друга, прививали навыки коммуникации с другими людьми. Часто школьники узнавали в процессе работы, что такое проектный метод, как привлекать партнеров к свой локальной деятельности, как сотрудничать с региональными СМИ. Такие знания сразу применялись на практике и позволяли школьникам действовать эффективно. В дальнейшей перспективе, быть может, это позволит школьникам стать активными гражданами.
В течение последних нескольких лет ЦГО постепенно отказывался от мастерских в пользу обучения через интернет. Курсы, проводимые по интернету, позволили расширить масштаб проектов при сохранении затрат на прежнем уровне. Однако спорным остается, дает ли эта новая форма работы с учащимися результаты, аналогичные необезличенной и активной форме мастерских. Попыткой сохранения высокого качества образования через интернет стало введение для этого типа работы новой профессии — ментора. Ментор — это лицо, ответственное за работу нескольких групп. Он модерирует работу, дает учащимся ответную информацию, заботится о постоянном прогрессе.
Менторами, как и инструкторами, становятся студенты-гуманитарии. Для них, как и для школьников, интернет — всё более естественный коммуникационный посредник.
Образование, таким образом, переносится туда, куда переносится внимание молодого поколения. Вопрос, который следовало бы себе задать, в том, усиливает ли такой перенос изменения к лучшему в качественном отношении или просто их укрепляет.
Среди программ следует назвать хотя бы такие, как «Обучающаяся школа», в которой учителя приобретают новые, востребованные компетенции; «Формирующая оценка», цель которой склонить учителей к данной форме оценки работы учащихся; «Школа класса 2.0», стимулирующая школы к повышению качества функционирования; «Молодежь голосует», которая должна поощрить молодежь стать активными избирателями и гражданами; «Следы прошлого» — программа, касающаяся местной истории; «Литературный атлас Польши» — программа, показывающая реальное приложение литературы к повседневной жизни; «Почитай мне, друг» — старшие школьники читают младшим; «Смотри и меняй»; «Школьная фильмотека» — программа, которая дает учащимся возможность познакомиться с языком кинематографа; программа «Молодые предприниматели», расширяющая экономические знания.
Если изменения в образовании должны быть реальными и широкими (то есть не только в образовательных учреждениях крупных городов), их необходимо осуществлять посредством многих каналов и методов. Насколько они могут быть разными, покажу на двух примерах.
Проект «Следы прошлого» имеет целью заинтересовать школьников историей их местности. Суть в том, чтобы показать, насколько история может быть интересной и что она касается их непосредственно и родственно. Исходным пунктом всегда становится работа школьников над темой, избранной ими в сотрудничестве с учителем и местными экспертами. Результатом работы могут быть вещественные изменения (например, ремонт старого кладбища), либо, чего труднее добиться, изменение установок местных жителей. Второй цели пытаются достичь, пропагандируя изучаемую тему (например, роль уже отсутствующего национального меньшинства в истории города), организуя экскурсии для ровесников, печатая листовки, создавая страницы в интернете.
Примером проведения в жизнь «Следов прошлого» может служить акция учащихся гимназии во Всхове Любушского воеводства. Они поставили задачу реставрации старинного евангелического кладбища — «Лапидариума». Совместно с Музеем Всховской земли гимназисты начали собирать информацию о прежних жителях этих территорий. Об интересных фактах рассказывали друзьям и родителям. Осуществляемое в течение нескольких лет сотрудничество принесло заметные результаты, а регулярная работа, связанная с кладбищем, научила, как можно эффективно действовать. Один из учеников, принимавших участие в проекте, описал это так: «Я считаю, что опека над «Лапидариумом» — это что-то исключительное; мы подметаем дорожки, сгребаем листья, но при этом узнаем историю этого исключительного места. Благодаря проекту мы узнаем также историю представителей евангелической общины, живших когда-то у нас, их культуру и вклад в развитие нашего города».
Второй пример деятельности ЦГО — программа «Школа класса 2.0», продолжение «Классной школы». Если согласно исходной программе титул «Классная школа» получали учебные заведения, применяющие принципы нового, дружелюбного образования, то вторая программа способствует осознанному и эффективному использованию новых технологий. Польские школы все чаще получают в свое распоряжение современные программные продукты и мультимедийное оборудование. Вопросом остается, как это всё использовать в ходе уроков. В соответствии с программой, учителей поощряют приобретать новые знания и умения, учат правильно использовать доступные им инструменты. Благодаря этому они передают учащимся знания, как использовать компьютер и программное обеспечение для более эффективной учебы и шире — в жизни. «Школа класса 2.0» — это также знакомство с этикой использования новых информационных и коммуникационных технологий. Здесь цель, чтобы ученики отдавали себе отчет в том, например, что в контексте интернета и авторских прав допустимо, а что — нет.
Деятельность ЦГО с самого начала оказалась эффективной и привлекательной, она притягивает из года в год тысячи учителей и учеников. Идея гражданского общества оказалась настолько плодотворной, что позволила организации окрепнуть, стать сильной и открытой.
Проблемы, перед которыми стоит ЦГО, связаны с масштабом деятельности и политикой. Так, можно наблюдать его возрастающую политическую ангажированность и профессионализацию. ЦГО в масштабах всего польского третьего сектора — одна из крупнейших организаций. Центр не имеет отделов вне Варшавы, но в столичных его учреждениях работает около ста человек. Столь крупная организация сталкивается с многочисленными проблемами, такими как огромные непроизводительные издержки, слабые внутренние связи, бюрократизация, ослабление чувства миссии. Кроме того, доминирование в течение более десяти лет на «рынке» гражданского образования ведет к конфликтам между ЦГО и другими организациями, действующими в этой области. Монопольное положение ЦГО на нескольких участках ощущают и те тех, кто тоже хотел бы принять участие в строительстве гражданского общества.
Политическая проблема ЦГО обусловлена жесткими идеологическими установками фонда. Идеи, содержащиеся в программах, часто спорны и вызывают конфликты. Среди таких идей — решительная поддержка экологических установок, содействие развитию, глобальному образованию. В соответствии с двумя последними концепциями, в область ответственности экономически сильных западных государств входит помощь тем, кто только развивается. Речь идет о государствах так называемого Третьего мира. В польских политических реалиях поддержка таких идей однозначно связывается с левой частью политического спектра. Это противоречит довольно популярному лозунгу аполитичности третьего сектора.
Деятельность ЦГО сильно идеологизирована; остается мало места для дискуссий. Примером может служить проект «Смотри и меняй». Его главная мысль, внушаемая молодым при начале деятельности в мастерских, — «Мысли глобально, действуй локально». Эта идея, сама по себе правильная, должна быть воплощена, например, посредством осознанного выбора продуктов, которые ежедневно покупают ученики и их родители. Молодежь должна поощрять к таким действиям своих друзей и других членов местной общины. Никто, однако, не предпринимает со школьниками бесед о смысле таких действий — в большинстве случаев они трактуются парадигматически. Учащимся представлена единственная картина мира, и целью программы становится доказательство ее верности.
Несмотря на эти проблемы, ЦГО — наиболее успешно действующая в сфере образования всепольская неправительственная организация. Один из важнейших успехов ЦГО — формирование поколения обучающих. Бывшие сотрудники и инструкторы действуют сейчас в других неправительственных организациях, учреждениях просвещения, министерствах. Знания, полученные в ЦГО, передаются благодаря этому дальше и влияют на современное состояние польского общества.
"Новая Польша", №1, 2012
Рекомендувати цей матеріал
коментарі
щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном »»