Громадянська Освіта, 2008, №24
Релігія і школа
Богословский факультет Афин о преподавании религии в школе
В начале сентября Министерство образования Греции выпустило новые директивы относительно преподавания религии в школах. Изменения должны были коснуться только инославных учеников и предоставить им право отказаться от уроков Закона Божьего. Однако сообщения в СМИ дезинформировали общественность, что вызвало ряд протестов со стороны богословских факультетов страны.
Господин Министр, Генеральная Ассамблея (Общее собрание) Богословского факультета Университета Афин на общем заседании, состоявшемся 4 сентября 2008 г., рассматривало циркуляры Министерства образования и катехизации за номерами 91109/Γ2/10-7-2008, 104071/Г2/4-8-2008 и Ф12/977/109744/Г1/26-8-08, относящиеся к освобождению определенной категории учащихся от изучения предмета Закона Божия, и после обсуждения пришла к следующим заключениям:
1. Согласно статье 16 §2 греческой Конституции образование "является основной миссией государства и имеет своей целью нравственное, духовное и физическое воспитание народа, повышение его национального и религиозного сознания, формирование свободных граждан". Примененяя данное положение Конституции к начальному и среднему образованию, статья 1 §1а Н.1566/1985 видит миссию школы в воспитании свободных, ответственных и демократичных граждан, "преданных родине и обладающих нравственными качествами православного христианина".
Статья 2 устава Православной Церкви Греции (Ν.590/77) предусматривает, что Церковь Греции "сотрудничает с государством в сфере общих интересов, как то христианского воспитания молодежи".
В связи с введением в действие обязательного школьного религиозного образования православной молодежи, учитывая статью 13 Конституции о свободе совести и закон о защите личных свобод, Министерство образования издало указ за номером 61723/Г2/13-6-2002, который допускает освобождение учащихся от посещения занятий по Закона Божию в школах в случае обоснованного подтверждения того, что ученик не является православным христианином, и без уточнения его религиозной принадлежности.
Из сопоставления действующих приказов о школьном религиозном образовании и трех последних (июль и август 2008) приказов, имеющих уточняющий характер и не упраздняющих ранее изданных распоряжений за номером 61723/Г2/13-6-2002 очевидно следует обязательное посещение занятий по Закону Божию для учащихся православного вероисповедания начальной и средней школы.
2. Распоряжение за номером 91109/Г2/10-7-2008 было издано как уточнение предыдущего распоряжения за номером 61723/Г2/13-6-2002 в связи с неясностью в изложении и неточным освещением его в печати, что создало путаницу в административном и преподавательском составе начальноых и средних школ, на богословских факультетах университетов Афин и Салоник, у родителей и учащихся и в обществе в целом. В результате чего некоторые представители вышестоящих органов и отдельные частные лица восприняли распоряжение номер 91109/Г2/10-7-2008 как отменяющее обязательное религиозное образование и для учащихся православного вероисповедания.
Вышеизложенную неясность попытался прояснить следующий документ под номером 104071/Г2/4-8-2008, где подчеркивалось, что только "соображения совести" могут быть использованы в качестве причины отказа от занятий. Однако и этот циркуляр не устранил путаницы, созданной указом 91109/Г2/10-7-2008, так как вновь создал в определенных кругах впечатление о том, что "соображения совести" могут послужить причиной обращений об освобождении от занятий по Закону Божиему и для православных учащихся. Вещь, безусловно, нелепая, поскольку по закону православный христианин не может сослаться на такую причину отказа от занятий как содержание урока, так как оно базируется на учебных программах Министерства образования, на ценностях и учении христианства и православных традициях.
С целью устранения всех этих недоразумений и неверных толкований и для разъяснения всех предшествующих документов был издан третий циркуляр Ф12/977/109744/Г1 /26-8-08, в котором ясно сформулировано, что "соображениями совести" могут воспользоваться только инакомыслящие учащиеся и представители других религий.
Таким образом, школы должны иметь возможность проверить статус ученика как инакомыслящего или представителя другой религии. В этой связи остается в силе циркуляр 2002 г., в котором говорится, что для доказательства своей принадлежности к той или иной религии от учащегося требуется только заявление о том, что он не является православным, без требования от него подтверждения принадлежности к другой религии или атеизму.
3. Предшествующие циркуляры лета 2008г. не упразднили указ 2002 г., а только разъясняли запрет школам рассматривать заявления об отказе от уроков Закона Божия на основании иных причин помимо "соображений совести". Несмотря на то, что в законе ничего принципиально не изменилось, Богословский факультет Афинского университета выражает свое недоумение по поводу издания трех вышеуказанных циркуляров летом 2008 года, где только последний, а именно F12 / 977 / 109744/G1/26-8-08, добавляет новый элемент в уже имеющиеся – предполагает замену урока Закона Божия на другой предмет.
4. Богословский факультет Афинского университета выражает обеспокоенность по поводу сокращения числа богословов в школах за последние годы и снижения, несмотря на поддержку законодательства, значимости предмета Закона Божия в учебном процессе. Мы также считаем, что два первых циркуляра лета 2008 г. отражают эту тенденцию снижения значимости предмета под предлогом обращений об отказе от, в то время как третий по счету циркуляр поясняет, что предыдущие два не ликвидируют документ 2002 года.
Тот факт, что министр образования счел необходимым заявить по телевидению о сохранении обязательного посещения уроков Закона Божия учащимися православного исповедования, побудил Ученый совет нашего факультета выразить свое беспокойство по поводу будущего предмета "Закон Божий" и возможного сокращения перспектив трудоустройства наших выпускников.
5. Мы хотели бы отметить, что Богословский факультет Афинского университета предоставляет своим выпускникам все материалы для преподавания урока Закона Божия в средней школе, на котором учащиеся также знакомятся и с иными религиями мира, согласно действующим учебным программам. При этом педагоги преподносят материал объективно и ответственно, с уважением и терпимостью к великим религиозным традициям других народов.
6. Богословский факультет Афинского университета готов к сотрудничеству с Министерством образования и Педагогическим институтом с целью повышения статуса урока Закона Божия, обогащения учебных курсов предметами общественной морали и истории религий, которые могут посещать все учащиеся вне зависимости от их вероисповедания.
7. Богословский факультет Афинского университета полагает, что в то время, когда в западном мире политические и межкультурные провокации, межконфессиональное общение, а порой и столкновения на уровне отдельных общественных групп обострены как никогда, в центре внимания образования должны стоять общечеловеческие ценности, с тем чтобы в условиях быстрого научно-технического прогресса и апофеоза экономической прибыли, порой за счет человеческих идеалов, а) предотвратить опасность формирования личностей, интересующихся только развитием своих отдельных способностей, а не созданием свободной и цельной натуры, как того требует не только греческая Конституция, но и все Конституции демократических стран; б) привить детям дух терпимости, уважения к инакомыслящему, необходимость защиты прав слабых – ценности, которые христианство принесло человечеству через благовестие любви во Христе, г) отразить отрицательные последствия глобализации, такие как нравственный релятивизм, религиозный синкретизм, агрессивный фундаментализм, усилить положительные стороны этого всемирного феномена, такие как сохранение мира, солидарности и взаимодействия народов.
8. Богословский факультет Афинского университета отмечает, что повышение качества преподавания, обогащение и полноценное использование урока Закона Божия в школе, а также преподавание данного предмета в начальной школе учителями-богословами, принесет существенную общественную и образовательную пользу. Кроме того, усилит непосредственную связь Университета с рынком труда и обществом в целом, послужит проникновению выпускников Богословских школ в государственные и частные учебные заведения, уменьшит безработицу в среде молодых богословов и даст гарантию ответственного и адекватного религиозного воспитания, каковое, в свою очередь, будет служить сдерживающим средством против ненависти к инакомыслящим, религиозного фанатизма, общественной несправедливости и разного вида разделений, агрессивности, жестокости и других препятствий в общении между людьми и отдельными общественными группами.
В заключение просим господина министра подтвердить в последующих телевизионных сообщениях и новом циркуляре тот факт, что изначальный документ 2002 года об обязательном изучении предмета "Закон Божий" остается в силе для православных учащихся. Заявляем, что мы готовы к сотрудничеству с Министерством образования с целью широкого признания педагогической ценности и необходимости урока Закона Божия.
Рекомендувати цей матеріал