версія для друку

Громадянська Освіта, 2003,  №15
Різне, Релігія і школа

ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ

07.12.2003
В российской "Учительской газете" (№25 (9950) / 2003-06-17, www.ug.ru ) в разделе "Граждановедение" опубликована статья "Столкновение государства и личности (Всякое требование власти подлежит моральной оценке)". Автор - преподаватель гимназии Юрий Васильев. С любезного разрешения редакции газеты предлагаем вниманию читателей эту очень интересную, на наш взгляд, статью.

Есть ли пределы для выражения гражданского протеста, которое в определенных формах становится угрозой для общественного порядка и реализации прав других граждан? Как разрешить конфликт между общественными ценностями справедливости, нашедшими воплощение в системе права, и требованиями совести личности? Может ли закон являться препятствием на пути самореализации личности и можно ли его нарушать в стремлении к самоусовершенствованию? Оправданно ли нарушение закона как средства достижения высоких целей? Можно ли нарушать действующее законодательство при защите естественного права? Выше перечисленные вопросы корнями уходят в историю и теорию политических действий и имеют прямое отношение к одной из форм гражданского участия - гражданскому неповиновению.

Существует такая форма гражданского участия, как гражданское неповиновение. Каковы его специфические особенности? Какие основные доводы в пользу и против его использования в публичной деятельности? Очень важно научиться отделять гражданское неповиновение от других форм публичной деятельности, которые также направлены на сознательное нарушение закона и связаны с демонстрацией инакомыслия и протеста. Крайне необходимо научить граждан принимать ответственное и взвешенное решение, которое касается участия в действиях, нарушающих закон, угрожающих общественному порядку, правам других людей, наносящих ущерб демократическому сообществу. Гражданское неповиновение - это крайне противоречивое явление с точки зрения его влияния на благосостояние общества и благополучие гражданина.

Идея гражданского неповиновения уходит своими корнями в политическую историю человечества и имеет непосредственное отношение к конфликту между организованным обществом и индивидуальными нравственными представлениями личности. Исследование этого явления связано с вопросами права и морали, свободой и ответственностью, правами и обязанностями гражданина. Оно затрагивает проблемы приемлемых и неприемлемых, оправданных и неоправданных форм гражданского участия. Этот вопрос один из наиболее острых и актуальных. Такая акция ставит человека перед трудным выбором формы морального и политического воздействия на правительство, которое может стать серьезным препятствием на пути социальных преобразований. В общественной практике общество при этом делится на тех, кто полагает, что у любого гражданина должно быть право свободно не только высказать свою позицию, но и протестовать (открыто, но без применения насилия действовать) против непопулярных мер правительства; и тех, кто считает, что любое нарушение закона, как бы оно ни было мотивировано, есть факт неповиновения, неисполнения гражданского долга, подрыв общественного порядка и социальной стабильности. Демократическая политическая теория предполагает, а общественная практика доказывает, что гражданское неповиновение при определенных условиях может принести большую пользу обществу, привлекая его внимание к насущным проблемам, внося существенный вклад в общественную дискуссию.

Древняя этическая традиция, тесно связанная с различными идеологическими системами и религиозными конфессиями, подразумевает наличие власти более высокой, чем государственная, но в то же время утверждает необходимость подчинения человека закону и светской власти. Гражданское неповиновение отражает противоречие, которое существует между представлениями об общественных ценностях справедливости и порядка, выраженных в законе, и человеческой совестью, личными представлениями каждого гражданина о добре и зле.

Профессор Х. Харт в своей книге "Концепция закона" предложил достаточно убедительные доводы в пользу акций сторонников гражданского неповиновения: "До тех пор пока одним людям удается заручиться достаточной поддержкой других людей для подавления третьих, первые будут пользоваться различными формами закона в качестве орудия; злонамеренные люди будут принимать злонамеренные правила, и найдется еще кто-нибудь, кто будет проводить эти правила в жизнь. Чтобы разоблачить официальные злоупотребления властью, необходимо понимать, что документальное подтверждение чего-либо в качестве законного не является еще достаточным основанием для безоговорочного подчинения и что, несмотря на все величие и авторитет власти, требования власти подлежат (обязательной) моральной оценке".

Гражданское неповиновение - это свободная, открытая, сознательная, мирная, публичная деятельность, содержащая нарушение закона. Целью его является сохранение индивидуальной полноценности, поиск внутреннего согласия или, если это часть организованного действия, достижения изменения правовой или политической системы в желаемом направлении, выражение протеста против закона или действия правительства, которые нарушают принципы справедливости, по мнению отдельных людей. Гражданское неповиновение совершается во имя высших человеческих и общественных принципов. Но так как гражданское неповиновение связано с нарушением закона, то участники публичного действия добровольно принимают на себя юридические его последствия.

Для того чтобы разобраться в разнице между гражданским неповиновением и другими формами гражданского участия, связанными с нарушением закона, следует тщательно рассмотреть признаки гражданского неповиновения, чтобы не смешивать его с экстремистской или криминальной деятельностью.

Во-первых, гражданское неповиновение является "гражданским" в том смысле, что это действие связано с интересами и потребностями отдельных граждан, которые полагают, что их позиции являются важными, для того чтобы общество и власть приняли их во внимание.

Во-вторых, это деятельность "цивилизованная", то есть мирная и ненасильственная попытка в рамках существующей правовой системы, направленная на изменение определенной складывающейся политической ситуации. В-третьих, гражданское неповиновение само по себе не является преступлением, но эта деятельность, нацеленная на нарушение определенного нормативного акта, закона, например отказ служить в Вооруженных Силах страны из-за наличия определенных у человека убеждений и требования права на альтернативную гражданскую службу. В-четвертых, это не только попытка индивидуального протеста во имя справедливости, но это может являться коллективным действием, которое направлено на включение в публичную политику немаловажных общественных интересов. В-пятых, гражданское неповиновение нацелено против правительственных решений и действий, которые могут представляться отдельным гражданам несправедливыми или ошибочными. В-шестых, гражданское неповиновение - это не случайная спонтанная акция, но хорошо спланированная, глубоко осознанная, к которой обычно прибегают после того, как все остальные легальные формы гражданского воздействия были использованы, но не привели к желаемому результату. В-седьмых, гражданское неповиновение - это открытая деятельность, которая имеет место после того, как о ней проинформируют представителей власти, поставят в известность общественность, заявят в СМИ, для того чтобы снизить вред, наносимый противоправными действиями. В-восьмых, гражданское неповиновение отличается от других действий, нарушающих закон, тем, что оно не направлено на нанесение ущерба другим людям и обществу в целом, а, наоборот, нацелено на уважение прав других людей. В-девятых, гражданское неповиновение не преследует свержение конституционного строя, не отрицает принципов права и законности, более того, оно поддерживает юридическую систему и ее принципы, так как его участники добровольно берут на себя обязательства понести законное наказание. Последнее утверждение удерживает от опрометчивых решений начать непродуманную скороспелую акцию гражданского неповиновения. В-десятых, участники гражданского неповиновения, придерживаясь правовых ограничений для своей деятельности протеста, подразумевают, что и государство примет на себя определенные обязательства, реагируя на подобные акции. Ограниченные цели и средства, которые избирают и используют участники гражданского неповиновения, налагают пределы на применение силы со стороны властей. Это лучшим образом характеризует конституционную демократию и отражает ее истинную природу и гражданские ценности. В большинстве случаев гражданское неповиновение - это решение глубоко личное, индивидуальное. Важно отметить, что гражданин, принявший решение участвовать в акции неповиновения, открыто и сознательно идет на конфликт с законом, так как полагает, что с точки зрения собственных убеждений и совести он не может принять определенный закон и подчиняться ему. Поэтому гражданское неповиновение - это деятельность по преимуществу высоконравственная, сопряженная с трудным самостоятельным моральным выбором. Очень часто участник акции исходит из принципа "не важно, что думают об этом другие, важно то, что думаю и делаю я сам", при этом он может мало задумываться о правовых последствиях собственных действий, его больше занимают вопросы совести и личной ответственности. Однако в то же время гражданское неповиновение есть деятельность политическая, требующая хорошей организации. Это один из методов достижения политических целей. Участники его стремятся добиться определенных политических результатов, желают изменить общественную ситуацию. Оно может иметь, а может и не иметь политического эффекта. Таким образом, по своей природе гражданское неповиновение двойственно, обычно включает две составляющие и преследует две цели. Как индивидуальное моральное действие и организованная политическая акция оно используется для удовлетворения глубоко личных моральных потребностей, а как массовая организованная деятельность может принести немалый общественный результат. Принято выделять две типичные формы: прямую и косвенную или опосредованную. Форма, направленная своим действием против закона, который непосредственно признается его участниками несправедливым, является прямой. Отказ от службы в Вооруженных Силах страны по убеждению может быть таким примером. Другая форма нацелена на нарушение закона или законов, которые позволяют привлечь внимание к реальному объекту протеста. Например, в начале века после разгона 1-й Государственной Думы Российской империи ее депутаты призвали граждан страны не платить налоги и не идти служить в армию в знак протеста против действий правительства, блокировавших последующую деятельность Законодательного собрания. Далеко не всякий акт протеста является гражданским неповиновением. В политическом пространстве гражданской деятельности, начиная с легально разрешенного инакомыслия, направленного на изменение закона, с одной стороны, заканчивая революционной деятельностью, нацеленной на насильственное изменение власти, с другой стороны, гражданское неповиновение занимает промежуточную позицию. Одним из сложнейших вопросов является право граждан на насильственное ниспровержение государственного строя, которое оправдывает революционные действия. Эту проблему затрагивает история и теория ненасильственных политических действий. Ненасильственные политические действия - это социально организованное действие, нацеленное на выражение вотума недоверия как средства политического воздействия или форма сопротивления, которая используется в основном пацифистами в противовес насильственным мерам. Ненасильственное политическое действие тесно связано с гражданским неповиновением, и важно выяснить как общее, так и отличное в данных формах гражданского участия. Гражданское неповиновение и как индивидуальное действие гражданина, который отказывается подчиняться закону во имя более высоких моральных принципов, и как хорошо организованная коллективная акция, нацеленная на защиту групповых интересов граждан, должно быть жестко отделено от попытки свергнуть конституционный строй. Подобные действия могут быть связаны со справедливостью и даже в ряде случаев оправданны, однако они не будут гражданским неповиновением, особенно если речь идет о демократическом обществе. Ни бунты, ни восстания, ни революции, ни другие формы крайнего протеста не стоит относить к гражданскому неповиновению. Все вышеперечисленные формы политической деятельности направлены на изменение конституционного строя противозаконными средствами. Если революция нацелена на насильственный захват власти, восстание и бунт - на ее уничтожение, то гражданское неповиновение только лишь бросает вызов действиям правительства. Однако все вышеперечисленные формы объединяет их противозаконная направленность. Таким образом, можно выявить большую разницу между крайними формами протеста и гражданским неповиновением. Гражданское неповиновение - всегда деятельность, нарушающая закон. Но требования и претензии участника такой акции находятся в рамках закона. Ключевой характеристикой гражданского неповиновения является то, что это свободное, добровольное, ненасильственное действие, сопряженное с нарушением закона, которое показывает несогласие граждан с определенными решениями и действиями власти. И закон нарушается не по причине того, что он не соответствует более высокому нормативно-правовому акту или Конституции и для того, чтобы испытать его на соответствие, а из высших моральных соображений справедливости. Оправдание гражданского неповиновения лежит в нескольких плоскостях. Во-первых, основанием для гражданского неповиновения может быть обращение к законам более высоким, чем те, которые созданы человеком. Высшим законом для человека могут быть религиозные нормы, Закон Божий или это "естественный закон", который требует повиновения от человека во имя Высшей Справедливости. Естественное право, в основе которого лежит "естественный закон", претендует на универсальность и всеобщность по отношению ко всем людям, его требования основаны на здравом смысле и развитом нравственном чувстве, которым природа снабжает человека. Несмотря на разницу источников оправдания гражданского неповиновения, требования религиозного закона и естественного права ясные и понятные: существуют высшие моральные законы, которые четко указывают, что государство нарушает закон естественного человеческого общежития. Во-вторых, оправданием гражданского неповиновения может быть совершение поступков во имя Высшей Справедливости, заключенной в совести каждого человека, ощущения обязательства того, что личность считает правильным. Совесть - это внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение перед собой и окружающими людьми, способность распознавать качество поступка, "прирожденная правда". Совесть побуждает человека к определенным решениям и действиям, позволяет человеку оценить свои поступки, отбросив страх и соображения материальной выгоды. Совесть - не только отправная точка всех важных человеческих решений, но и высший их судья. Однако люди имеют разные нравственные ценности и совесть их мучает по-разному. Когда человек предпочитает действовать преимущественно из соображений высоких моральных установок, исходя из представлений собственной совести, ставя ее выше закона, то, как отмечают противники гражданского неповиновения, это может привести к социальному хаосу, беспорядку. Но не стоит забывать, что самым важным, а зачастую и самым верным советчиком человека является его собственная совесть, которая выносит окончательное решение по поводу многих сложных жизненных обстоятельств, в том числе повиноваться закону или ослушаться его. Конечно, люди должны подчиняться закону, но еще лучше, если бы они это делали исходя из собственных высоких моральных побуждений, а законы не противоречили бы голосу совести, а были бы справедливыми. Хорошо бы, если бы каждый человек научился принимать собственные верные решения и предпринимать действия исходя из этих решений, но еще лучше, если бы эти решения и действия не противоречили закону. Люди, которые ставят собственную совесть выше закона, не занимают неверную позицию, они так же, как и все остальные законопослушные граждане, подчиняются справедливым законам, но они часто открыто выражают свое мнение и выступают против, как они полагают, неверных, несправедливых юридических норм. Граждане должны уметь открыто критиковать законы, но точно и неукоснительно соблюдать справедливые законные требования. В-третьих, граждане принимают решение участвовать в акции гражданского неповиновения исходя из соображений собственно закона. Есть мнение, что закон и право не одно и то же. Существуют различные подходы к пониманию права, направленного на обеспечение общественного порядка. Для одних закон и порядок - взаимозаменяемые понятия. Другие полагают, что закон и справедливость не одно и то же. Изменение закона повышает меру справедливости в системе права и соответственно вносит стабильность в общественные отношения. Таким образом, закон является инструментом наведения порядка. Гражданское неповиновение в данном ракурсе можно рассматривать как средство влияния на закон и правовую систему в целом для достижения большей меры справедливости, которая гарантирует порядок в обществе. Классический пример гражданского неповиновения представляет древнегреческий драматург Софокл в своей пьесе "Антигона". Сюжет пьесы содержит конфликт, который разворачивается между царем Фив Креоном и Антигоной, сестрой государственного преступника Полиника, покусившегося на власть Креона и убитого в сражении во время попытки государственного переворота. Креон отдает приказ не хоронить Полиника и оставить его тело непогребенным на растерзание воронью и псам, ослушавшимся грозит строгая кара закона. Антигона восстает против приказа царя на том основании, что каждый человек, по ее мнению, имеет право быть погребенным. Антигона нарушает повеление царя и хоронит своего брата. В пьесе обязанность царя сохранить целостность общества, порядок в стране и право издавать законы вступает в противоречие с отказом Антигоны из высших нравственных побуждений подчиняться Креону. В художественном произведении отражен реальный конфликт между законом, созданным человеком, и совестью личности, ее моральными представлениями. Древнегреческий драматург вскрывает глубокую и страшную трагедию человека, бросившего вызов закону, обеспечивающему безопасность общества, когда он восстает против установившегося авторитета во имя совести или "неотвратимых неписаных законов Неба". События драматургического произведения являются прототипом действия, которое впоследствии получило название гражданского неповиновения. Реальная человеческая история полна примеров ненасильственных действий, которые впоследствии принимают форму акций гражданского неповиновения. Она начинается с буддизма и даосизма в Азии. В Европе значимость подобных действий признавалась в рамках ряда философских школ, например, в древнегреческом и древнеримском стоицизме было разработано обоснование ненасильственной деятельности. В начале нашей эры первые христиане отказывались поклоняться культу императора в Риме и служить в римской армии. Массовое христианское движение имело ряд свойств гражданского неповиновения. В средние века практику ненасильственных действий исповедовали и осуществляли некоторые монашеские ордена, например францисканцы. Новое время отмечено деятельностью пацифистских протестантских сект-общин квакеров и меннонитов. В России идеологию пацифизма исповедовали духоборы. В ХVIII веке в своих трудах большое внимание ненасильственным политическим действиям уделили известные мыслители Вольтер, Руссо, Локк, Кант. В ХIХ и ХХ веках тема гражданского неповиновения значительное место занимала в творчестве и деятельности величайших умов человечества - Генри Дэвида Торо, Махатмы Ганди, графа Льва Толстого, Мартина Лютера Кинга, Андрея Сахарова. В нашей стране не было принято выделять гражданское неповиновение как отдельную форму гражданского участия. Политология связывала его с ненасильственными действиями - "вид политической активности, ориентированной на гражданское неповиновение властям и утверждение моральных стандартов взаимной терпимости в решении конфликтных ситуаций" (Политология. Энциклопедический словарь под редакцией Аверьянова Ю.И. 1993 год). К сожалению, понятие гражданского неповиновения в контексте отечественной политологии страдает расплывчатостью. Оно разработано нечетко и неясно, не определяются его характерные черты, общественная ценность и многие другие значимые проблемы политического участия, связанные с ненасильственными действиями, которые остаются без должного внимания, что, несомненно, имеет связь с отсутствием в нашей стране полноценного гражданского образования. Приходится надеяться на бурный рост политологического знания, который наблюдается в последнее время, и на научный и практический интерес к проблемам публичной политики. Активная политическая практика российских граждан позволяет уточнить важные аспекты гражданского участия и гражданского неповиновения как значимой формы политической активности. Гражданское неповиновение сыграло и играет в современной политической истории большую роль. В памяти многих людей остаются незабываемые события "бархатных" революций в Восточной Европе в 1989 г., которые в большинстве своем были мирными. Гражданское неповиновение становится неотъемлемой частью политической культуры многих народов. Сегодня гражданское неповиновение - чрезвычайно распространенное и крайне политизированное, менее дисциплинированное, но более склонное к использованию жесткого прямого давления на власть явление. Раздаются голоса, что гражданское неповиновение уходит в историю, а на смену ему приходит более нетерпимое и склонное к использованию насилия общественное движение. Пример тому - распространение деятельности антиглобалистов, акции которых сопровождают погромы, кровавые столкновения с полицией и другие действия, несущие угрозу общественному порядку, экономической стабильности, правам человека, раскалывающие общество на два непримиримых лагеря. Теория и практика гражданского неповиновения в современных условиях требует глубокого объективного анализа для того, чтобы гражданам с чистой совестью, искренне выполняющим свой гражданский долг, протестующим против несправедливых решений и действий правительства, вернуть всеобщее признание и заслуженное уважение.

Рекомендувати цей матеріал

X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль