http://osvita.khpg.org/index.php?id=1084393069
Цитата номера:
Политика именно в своем качестве реальной политики остро нуждается как минимум в двух моральных принципах, против которых постоянно погрешают, но грехи против которых никогда не остаются безнаказанными.
Первый из этих принципов - интеллектуальная честность. Ни один актуальный и острый вопрос не может быть должным образом обсужден без отчетливой формулировки того, что, собственно, обсуждается, без устранения всех посторонних эмоциональных ассоциаций.
К вопросу об интеллектуальной честности относится ответственная артикуляция всех необходимых компромиссов. Компромиссы как отмеривания ситуативно необходимых пропорций между инновациями и традициями, между социальной гуманностью и экономической прагматикой, между интересами различных групп -совершенно необходимы; при этом они должно четко сознаваться как компромиссы всеми гражданами, должны обсуждаться и фиксироваться их четкие границы...
Второй принцип, без которого демократия не может функционировать, - солидарность. Это самый холодный из видов любви к ближнему; но это тот минимум, без которого нельзя. Существо солидарности выражено в так называемом Золотом Правиле, сформулированном Христом в Нагорной проповеди: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф. 7,12).
...Для меня интеллигенция - что-то вроде сословия, цеха, гильдии; у нее есть или должны быть свои корпоративные правила. Особую обязанность интеллигента вижу вот в чем: ему платят за то, что он занимается работой мысли, и он обязан делать это дело как следует, непрерывно подыскивая возражения самому себе и борясь за большую степень свободы своей мысли от собственных личных и групповых предубеждений, не говоря уже о социальном заказе. Такой свободы в чистом виде не существует, но есть большая разница между усилием стремления к ней и отказом от усилия, когда в идеал возводится мышление "национальное", "классовое", "расовое". Чушь, человек имеет национальные и социально-групповые чувства, это другое, но мысль - это мысль лишь постольку, поскольку подобные эпитеты к ней неприложимы. Поэтому тот, кто занят мыслью, должен хотя бы в моменты мышления ощущать себя вне игры. Ему нельзя быть конформистом и лучше не быть и мятежником, потому что амплуа мятежника требует слишком много ангажированности, т.е. пристрастности, мыслительной несвободы...
...К несчастью, эпоха телевизионных дискуссий не оставляет места для выражения нюансированных точек зрения: задан темп, обрывающий на полуслове всякое "но", всякую уточняющую оговорку...
Сергей Аверинцев (1937 - 2004)
Рекомендувати цей матеріал