Гуманизм для самых маленьких

09.12.2009
автор: Михаил Диунов
джерело: www.religare.ru

Современная российская юридическая система переживает период длительных реформ, конечной целью которых является приведение ее в соответствие с юридическими нормами развитых стран мира. И среди основных направлений реформирования российской юриспруденции самыми заметными надо признать введение суда присяжных и создание институтов ювенальной юстиции. Но если суд присяжных известен большей части граждан России и не вызывает никаких серьезных споров в обществе, то ювенальная юстиция часто считается чем-то чуждым российской юридической традиции, системой внедряемой насильно, под воздействием западного общественного мнения.

Между тем, ювенальная юстиция стала следствием гуманизации, которая постепенно изменяла подход к наказаниям преступников в XIX-XX веках. Европейские страны постепенно отказывались от клеймения преступников, от железных оков, от каторжных исправительных работ. Точно так же и та часть правосудия и системы наказания, которая работает с детьми и подростками, начала рассматривать правонарушения совершаемые детьми не как преступления требующие наказания по "взрослым стандартам", а как отклонения требующие исправления и реабилитации ребенка, оказавшегося по закону преступником. Проблема детской преступности особенно остро встала перед европейскими странами и США в XIX веке, когда ускоренное промышленное развитие требовало урбанизации, которая в свою очередь отрывала массы бывших крестьян от традиционной жизни и приводила их в города. Там, в условиях тяжелой жизни промышленных рабочих, безработицы, низкого уровня жизни складывались исключительно благоприятные условия для формирования криминальной среды, охватывавшей значительную часть городских низов. Следствием этого стало большое число малолетних правонарушителей, с чем европейская правовая система столкнулась впервые. Применение к детям наказаний, которые применялись к взрослым преступникам, означало бы чрезмерную жестокость и массовость репрессивных мер, поэтому в цивилизованных странах начали искать выход из сложившегося тупика. Таким выходом стало появление идей, приведших в итоге к появлению ювенальной юстиции.

В России до сих пор продолжает действовать созданная еще в СССР система работы с детьми-правонарушителями

В XX веке идеи смягчения наказания для несовершеннолетних преступников получили развитие уже непосредственно в виде ювенальной юстиции, которая возникла в тот момент, когда попечительские (реабилитационные) схемы обращения с подростками были распространены на подростковую преступность. При этом они заняли то место, которое традиционно занимали карательные способы реагирования на преступления. В течение ХХ века ювенальное законодательство было принято в большинстве цивилизованных стран мира, а само оно стало одной из составляющих самого критерия цивилизованности страны. Отдельная судебная и юридическая система для несовершеннолетних и реабилитационный подход к концепции наказания стали основой ювенальной юстиции во всех странах принявших эту систему, хотя, конечно, в каждой стране при разработке ювенального законодательства учитывались и местные особенности и традиции.

К сожалению, в России до сих пор продолжает действовать старая, созданная еще в СССР система работы с детьми-правонарушителями. А эта система носит преимущественно карательный характер, потому что фактически в ходе ХХ века ювенальная юстиция в СССР не развивалась, а осталась на уровне представлений конца XIX – начала XX века, когда пределом гуманизма и прогрессивности было отдельное содержание в местах лишения свободы и смягчение наказаний. В результате колонии для несовершеннолетних, где дети отбывают наказания, зачастую являются как бы первой ступенью карьеры будущих преступников. Система крайне мало способствует исправлению, она старается запугать несовершеннолетнего, но не отвратить его от дальнейших преступлений. Но даже, если происходит чудо и ребенок, выходя из колонии, действительно желает исправиться, социальная среда, в которой он оказывается, и клеймо малолетнего преступника почти не дают ему шанса вернуться к нормальной жизни и уверенно толкают его на преступный путь. Поэтому необходимо развитие такой юридической системы работы с несовершеннолетними, которая не создавала бы из детей, зачастую случайно преступивших закон, закоренелых преступников, а возвращала бы их в общество полноправных граждан.

Однако в России все еще раздается критика ювенальной юстиции. Почему же это происходит, ведь проблема исправления несовершеннолетних, попавших под дурное влияние среды, очевидна сейчас для всего российского общества?

Причина заключается в том, что зачастую вместе со вполне здравыми и полезными для нашей страны идеями ювенальной юстиции либерально настроенные юристы и общественные деятели пытаются привнести в Россию такие заимствованные с Запада порядки, как возможность для детей инициировать судебное преследование родителей и создание системы, позволяющей лишать родительских прав на основании одних лишь подозрений в насилии над ребенком. Не принимается российским обществом и поощрение доносительства детей на родителей в специальные органы надзора, которые предполагается создать в рамках реализации такой идеологии. Но, несмотря на подобные ультралиберальные перегибы, надо отделять общую гуманизацию системы наказаний для несовершеннолетних и замену карательной системы наказаний воспитательным воздействием, а также создание отдельного судопроизводства для детей, учитывающего особенности возраста, психологии, развития личности, от радикальных шагов, которые зачастую даже на Западе воспринимаются критически, так как порой способствуют распаду семьи не меньше, чем подростковая преступность.

В современной России постепенно делаются шаги в направлении развития ювенальной системы. Так, проект закона о ювенальных судах был подготовлен еще во времена Государственной Думы второго созыва (1996-1999 гг.), и был направлен на введение понятия "ювенальный суд" в российское право. Но по существу, законопроект не представлял собой детально разработанного документа, способного обеспечить правовую базу для создания ювенальных судов, а был декларацией, после принятия которой должна была последовать разработка "полноценных" правовых актов о ювенальных судах и ювенальной юстиции. Законопроект прошел первое чтение и после этого так и не продвинулся далее, несмотря на то, что обещания депутатов вернуться к нему давались все последние десять лет.

Ювенальные суды постепенно появились в ряде регионов в качестве пилотных проектов

В то же время, ювенальные суды постепенно появились в ряде регионов в качестве пилотных проектов программы развития ювенальной юстиции. Результаты этих начинаний оказались самыми положительными. Так, в Ростовской области, где впервые в России стали вводить ювенальные суды, снизилась рецидивная преступность детей. В 2005 году при содействии Минобрнауки России началась разработка пилотных проектов по созданию и развитию системы ювенальной юстиции в Приморском крае, Пермской, Тверской областях.

Ширится и общественная поддержка ювенальной юстиции. Среди заметных событий последнего времени стало проведение 16 ноября круглого стола "Дети России: обязательства общества и государства во имя будущего", посвященного 20-летию принятия Конвенции ООН о правах ребенка. В мероприятии принял участие председатель Совета Федерации Сергей Миронов, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, международные и российские эксперты по вопросам детства, педагоги и врачи-практики, члены Общественной палаты РФ, руководители общественных объединений, а также иностранные эксперты. В ходе обсуждения были затронуты актуальные вопросы, касающиеся российского и зарубежного опыта законодательного обеспечения и реализации прав ребенка на гармоничное и здоровое развитие, условий и эффективных механизмов социализации детей, а также проблемы насилия над детьми в семье и обществе.

В ходе мероприятия Сергей Миронов выступил с заявлением, в котором отметил важность работы по двум основным направлениям – защиты детей от насилия и создания общественного института "дворовых воспитателей". "Мы считаем, что необходимы так называемые дворовые воспитатели, которые будут заниматься организацией досуга детей. Им, конечно, нужно помогать. Социально ориентированный бизнес не должен оставаться в стороне, но выделять деньги и на строительство детских площадок, и на то, чтобы обеспечить работу самих дворовых воспитателей. Не менее важно, чтобы дворовым воспитателем был конкретный человек. Может быть, бывший офицер. И все, повторюсь, должны знать, что вы к нему обратитесь, и он в свою очередь донесет эту информацию до лиц, которые реально вмешаются и решат ситуацию", – отметил спикер СФ.

Такое внимание к проблемам детей со стороны одного из первых лиц в государстве означает, что деятельность парламентариев в плане развития ювенального законодательства, отвечающего традициям нашей страны и требованиям общества, будет все более активной.

 

Источник: Новая политика

Рекомендувати цей матеріал

X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль