версія для друку

Громадянська Освіта, 2009,  №12
Методичні розробки для старших класів

Використання театру в навчанні з прав людини

15.04.2009
автор: Костянтин Рєуцький
джерело: edu.helsinki.org.ua

«Театр – это искусство наблюдения самих себя»
Августо Боаль

Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, фор-мирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп.

Основная идея форум-театра – показать обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить людям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих. Технология позволяет эффективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ.

Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.

«Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего»
— Августо Боаль

История возникновения
• Основоположником техники является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетен-ных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совмест-ном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
• Августо Боаль интересовался театром с раннего возраста, однако получил инженерное образование в колумбийском университете. После окончания докторантуры он вернулся в Бразилию и нашел возможность работать в Театре Арена в Сан Паоло, где он стал экспериментировать с новыми театральными формами.
• На первом этапе Боаль привлекал зрителей к обсуждению представления после его окончания, затем было введено правило, по которому зрители могли остановить представление и предложить актерам изменить свое поведение. Од-нажды в 1960 году во время одного из представлений произошел курьезный случай – одна из зрительниц была так взволнована представлением, что не смогла внятно объяснить актерам, как она видит изменения их действий. Чтобы донести свою идею, женщине пришлось выйти на сцену и продемонстрировать это.
• Деятельность Боаля привлекла к нему внимание властей, как к культурному активисту, что воспринималось военной хунтой, находящейся тогда у власти в Бразилии, как угроза существующему строю. В 1971 году, после выхода первой книги Боаля «Театр Угнетенных» он был арестован и подвергнут пыткам. Ему предложили эмигрировать в Аргентину, но Боаль предпочел эмиграцию в Париж
• В течении 12 лет в Париже Августо Боаль преподавал свой революционный подход к театру и организовал несколько центров «Театра Угнетенных». 1981 году состоялся первый международный фестиваль форум-театра. После падения военного режима в Бразилии, Боаля приглашают вернуться на родину, где он организует головной центр «Театра угнетенных». С того времени Боаль занимался развитием общества и внедрением социальных изменеий в Бразилии занимая различные государственные посты. Так же он занимается развитием «Театров Угнетенных» или форум-театров по всему миру

Для чего нужен форум театр
• Форум театр это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения. Задача представления – подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять дискуссию в обществе.
• «Вторичные» результаты – позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь форум-театр пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что он предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или большую целевую группу
Каких результатов помогает достигать форум-театр
• В Бразилии и ряде других развивающихся стран форум-театр способствовал инициированию социальных и экономи-ческих реформ со стороны населения. Военный режим в Бразилии был свергнут благодаря усилению активности сель-ских жителей в защите своих интересов.
• Форум театр успешно используются общественными организациями и активистами во всем мире для разрешения со-циальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемле-ния интересов уязвимых групп и др.

«Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность – это способность, это чело-веческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приоб-ретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) дру-гого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...» — Августо Боаль

Из чего состоит форум театр
Форум-театр состоит из четырех функциональных компонентов: целевые аудитории, актеры, сценарий и модератор. Рассмотрим их последовательно:

Целевые аудитории
• Первые показы форум-театров Августо Боаля проходили в среде бразильских крестьян нередко прямо на рыночной площади («форум» переводится с латыни как «площадь»)
• Современные форум-театры демонстрируются как на улице, так и в аудиториях учебных заведений, учреждений и организаций. Нередко форум театр используются рамках самых разнообразных образовательных программ.
• Работа по технологии форум-театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифици-руют себя с жертвами угнетения и насилия.

Актеры
• На первом этапе работы форум-театра у Августо Боаля актерская группа состояла из представителей разных социальных слоев (чаще всего крестьян), которые не были профессиональными актерами
• Актерами современных форум театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества

Сценки и сценарии
• При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В форум-театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты.
• Решение конфликта не дается в сценарии
• Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни – задача аудитории, «активных зрителей» форум театра

Модератор
• Роль модератора заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа

Как это работает
Работа форум театра состоит из следующих этапов: формирование группы, «вводный инструктаж», подготовка акте-ров, подготовка сцены, показ сцены и замены.
Приступая к тренингу, нам следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 час-ти. Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участни-ками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть – театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, ос-тальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены. Каждый из данных этапов будет подробнее описан ниже.

Вводный инструктаж
• Кратко рассказать присутствующим о технологии
• Рассказать об ожиданиях организаторов, о том, как и для чего будет использован результат работы группы

Подготовка актеров
• При подготовке актеров ставятся цели развития актерского мастерства в традиционном понимании, а так же навыков и способностей, необходимых для интерактивной работы со зрителем, способности к импровизации и быстрому соз-данию и интерпретированию выразительных образов.
• Могут применяться актерские и психологические упражнения, разминки из телесно-ориентированных систем
В процессе подготовки актерской группы могут использоваться:
• «Разогревающие» упражнения
• Упражнения по работе с восприятием через различные анализаторы
• Упражнения для развития выразительности: пластики, мимики, голоса, речи
• Упражнения для развития способности к интерпретации и трансляции образов
• Интерактивные игры и рефлексии
• Театр статуй

«Разогревающие» упражнения
• Проводятся для подготовки участников к следующим упражнениям, стимулирования индивидуальной активности, увеличения «эмоциональной подвижности», сплочения группы.
Упражнений по работе с восприятием через различные анализаторы
• аналитические упражнения и игры, относящиеся к осязанию;
• аналитические упражнения и игры, относящиеся к слуховому анализатору;
• аналитические упражнения и игры, относящиеся к зрительному анализатору;
• упражнения и игры на использование нескольких анализаторов

Последовательность упражнений
В процессе подготовки, участники учатся осознанно использовать различные инструменты для усиления выразительности своего образа в сценке. Модератор последовательно работает над статическими образами (пластика), движениями (мимика, жесты), восприятием звука (слуховой анализатор) и речью актеров. Ниже приведены некоторые упражнения, которые можно использовать в процессе подготовки актерской группы для постановки форум-театральной сцены. Модератор может менять последовательность упражнений и наполнение блока, исходя из потребностей группы и времени, отведенного на занятие.

«Поздороваться разными частями тела»
Цель: Разогрев, стимуляция индивидуальной активности, быстрое включение в работу
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Тренер предлагает участникам поздороваться какой-либо частью тела. После того как все поприветство-вали друг друга, тренер называет имя того, кто предлагает часть тела, которой группа будет здороваться дальше. После этого, задавший движение передает эстафету другому участнику...

«Поздороваться как ...»
Цель: Разогрев, стимуляция индивидуальной активности, развитие актерского мастерства
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками дейст-вия различными способами:
— как люди очень застенчивые, стеснительные;
— как люди куда-то спешащие, торопящиеся;
— как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

«Назови имя»
Цель: Знакомство, активизация группы.
Материалы: Мячик (варианты: клубок ниток, либо любой легкий предмет, который участники могут перебрасывать друг другу)
Время: 10 минут
Содержание: Каждый участник называет свое имя и имя участника, которому он бросает мячик. Мячик бросается только при после произнесения имен и установления контакта глаз. После нескольким участникам по желанию предлагается на-звать имена всех присутствующих.

«Реклама»
Цель: Знакомство, доверие в группе, развитие креативности
Материалы: Не требуются
Время: 12 минут
Содержание: Работая в парах участники общаются, пытаясь узнать сильные стороны друг с друга (что-то, особенное, что отличает его от других, достижения и умения партнера), после чего готовят «рекламу» своих партнеров. Это может быть слоган, короткое сообщение или какой-либо визуальный образ.

«Аплодисменты»
Цель: Знакомство, повышение самооценки и группового статуса
Материалы: Не требуются
Время: 5 минут
Содержание: Участники по очереди представляют навык, которым они овладели в совершенстве (умение вышивать, гото-вить, читать, смотреть на звезды и т.д.). Все остальные участники им аплодируют.

«Найди по звуку»
Цель: Развитие навыков доверия, новые ощущения, сплочение, стимуляция слуха.
Материалы: Не требуются
Время: 15 минут
Содержание: Участникам предлагают встать в круг. Каждый сообщает своему соседу справа звук. Цель каждого – запом-нить звук, и впоследствии, когда вся группа движется с закрытыми глазами, найти по звуку своих соседей справа и слева и взять их за руки. По команде тренера участники закрывают глаза и начинают произвольно передвигаться по помещению, «свой звук» начинают произносить по знаку тренера. Открыть глаза и перестать произносить звук можно только при усло-вии, что участник нашел обоих соседей. Тренер следит за безопасностью во время выполнения упражнения.

«Рукопожатие с закрытыми глазами»
Цель: Коммуникативная игра, развитие внимания, интеграция группы, создание позитивной атмосферы.
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Работа в парах. Участники пожимают руки друг-другу и застывают в такой позе. После этого, каждый из участников делает несколько шагов назад, а потом, не открывая глаз, возвращается к партнеру, пробуя снова соединить руки в рукопожатии.

«Постройся по росту»
Цель: Развитие доверия и взаимодействия в группе, тактильный опыт
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участники с закрытыми глазами и без слов становятся по росту

«Нарисуй эмоцию»
Цель: Развитие доверия и взаимодействия в группе, тактильный опыт, развитие умения описывать переживания
Материалы: Листы бумаги и маркеры по количеству участников
Время: 20 минут
Содержание: Участники объединяются в 2 группы и выстраиваются в 2 концентрических круга спиной друг к другу. С закрытыми глазами участники (каждый из кругов) делают несколько шагов в стороны (цель – перемешать участников), после чего каждый, не открывая глаз, поворачивается лицом к случайному партнеру из круга напротив. Минуту участники с закрытыми глазами, и не произнося ни слова, изучают друг друга. После этого они отворачиваются друг от друга и рисуют впечатления, которые только что получили (важно, чтобы до конца работы над рисунком участники не видели, кого они рисуют). После этого, участники возвращаются в общий круг, и коротко представляют свои рисунки.

«Поломанный факс»
Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов
Материалы: Листы бумаги и маркеры по количеству участников, стулья для удобства проведения упражнения
Время: 15 минут
Содержание: Участники располагаются в кругу. Ведущий, так чтобы не видели все остальные, показывает одному из участников, какой-либо простой графический символ, нарисованный на листе бумаги. Участник, которому был показан символ, должен изобразить его на чистом листе бумаги (так, чтобы не видели остальные участники) и показать следующему участнику (не дольше 5 секунд). Все участники по очереди показывают следующему переданный им образ. Результат обсуждается в общем кругу. Обсуждаются степень изменения первоначального образа и факторы, повлиявшие на результат.

«Побег из тюрьмы»
Цель: Развитие доверия и коммуникативных навыков и навыков транслирования и интерпретирования образов
Материалы: Не требуются
Время: 15 минут
Содержание: Участники встают в 2 шеренги лицом к лицу. Первая шеренга играет роль преступников, вторая – их со-общников, задача которых организовать первым побег из тюрьмы. Однако преступников и их сообщников разделяет вооб-ражаемая стеклянная звуконепроницаемая стена. «Сообщники» должны без слов, одними жестами объяснить «преступни-кам» свой план побега из тюрьмы. После окончания, «преступники» рассказывают, как они поняли то, что им хотели ска-зать «сообщники».

«Поймай своего партнера»
Цель: Развитие доверия и командности, создание позитивной атмосферы в группе
Материалы: Не требуются
Время: 15 минут
Содержание: Один из партнеров в группе падает назад. Второй участник ловит его. Можно модифицировать упражнение, включая в работу большее количество участников.

«Статуи»
Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов
Материалы: Не требуются
Время: 20 минут
Содержание: Упражнение проводится в 3 этапа;
1. Участники объединяются в 2 -3группы. Каждой группе дается задание показать одну из статуй (напр.: «любовь», «надежда», «вера»)
2. Группы сами придумывают тему статуи. Участники других групп должны угадать, что им показано.
3. Модератор дает группам задание для следующих статуй. Это должно быть абстрактное понятие. После показа статуи участникам других групп предлагается заменить кого-либо из участников статической сцены, чтобы повысить выразительность сцены.
Важно: В отличие от известной игры «Крокодил», при выполнении данного упражнения, участникам следует стремиться не запутать «зрителей», а напротив, создавать простые и понятные для «зрителей» образы.

«Жертва-агрессор»
Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов, коммуникативный опыт
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участникам в парах предлагается изобразить жертву и агрессора. Как правило, в ходе упражнения можно наглядно увидеть, что поза агрессора выше позы жертвы. Обсуждение: символизм образов, как с помощью простых прие-мов добиться большей художественной выразительности.

«Глаза в глаза»
Цель: Получение поведенческого и коммуникативного опыта, развитие навыков транслирования эмоций
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участники объединяются в пары и устанавливают контакт глаз.
1. Без слов участники определяют, кто в каждой паре является «жертвой», а кто «агрессором».
2. «Агрессор» пытается одним взглядом передать «жертве» агрессивный посыл.
3. Для передачи агрессии подключается мимика...
4. Для передачи агрессии подключаются жесты...
5. …подключается голос (без слов)...
6. …подключаются слова
Во время рефлексии участники описывают, что они только что видели, насколько партнеру удалось передать ту эмоцию, которую он намеревался передать. Изменение собственных ощущений в ходе упражнения.

«Массаж»
Цель: Разогрев, сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Материалы: Не требуются.
Время: 10 минут
Содержание: Участники образуют 3 концентрических круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем и внешнем кругах, массажируют участников в кругу между ними. По команде тренера круги меняются местами. В центре поочередно оказы-вается каждый из тройки.
Примечание: Упражнение рекомендуется выполнять для снятия напряжения после упражнений, которые оказались эмо-ционально сложными для группы.

«Белые люди»
Цель: Осмысление возникновения и развития конфликтов, получение поведенческого и коммуникативного опыта
Материалы: Стулья в количестве 1/3 от количества участников
Время: 20 минут
Содержание: Участники делятся на 2 группы. Вторая группа выходит за дверь. Первая получает белую наклейку на спи-ну. Эта группа садится в круг на стулья.
Инструкция для первойй группы – «вы чудесная страна, в которой все прекрасно, у вас в стране есть 2 закона, которые необходимо исполнять всем: в вашей стране не понимают вопросительных обращений и не понимают тех, кто говорит с вами не на уровне глаза-в-глаза».
Задание для второй группы: «вы эмигранты, вам надо остаться жить в этой стране». Развитие ситуации спонтанно, без вмешательства тренеров.
Игра длится до логического завершения (участников 2 группы приняли или не приняли в страну). Рефлексия на тему: что необходимо делать, чтобы быть принятым. Как чувствуют себя участники обоих групп при «интервенции». Что надо знать, чтобы быть принятым.

«Работа с пространством»
Цель: Взаимочувствование, телесный опыт, развитие толерантности
Материалы: Музыка, проигрыватель
Время: 15 минут
Содержание: Участники находят в комнате удобное место, рефлексируют на тему удобности и комфорта для тела, нахо-дясь на этом месте. Эксперименты с пространственным положением: закрыв глаза, поиск места, получение ощущений от предметов, звуков.

«Личное пространство»
Цель: Телесный опыт, изучение реакций собственного тела
Материалы: Не требуются
Время: 20 минут
Содержание: В парах, медленно приближаясь друг к другу, участники определяют зону дискомфорта, личное пространство. Во время рефлексии обсуждаются факторы, от которых зависит наша «зона комфорта», что влияет на её изменение.

«Делай что говорит …»
Цель: Сплочение, доверие стимулирование активности, повышение самооценки
Материалы: Плотная ткань размером 2*3м.
Время: 20 минут
Содержание: Участники поднимают одного на куске ткани и манипулируют им, слушая его пожелания (поднимают, ка-чают и тд.). Работая с большими группами, мы можем объединять участников в 2, или 3 группы, но так, чтобы количество участников, удерживающих кусок ткани, было достаточным, для безопасных «манипуляций».

«Домики»
Цель: Стимулирование дискуссии о толерантности, приемлемом социальном поведении, принятии и непринятии
Материалы: 20 м. веревки или плотной цветной нитки
Время: 20 минут
Содержание: Из куска веревки участники «строят» для себя на полу домик, отделяя веревкой часть пространства. Участ-никам предлагается изучить комнату и построить дом там, где захочется. После все разбиваются на 1-2 и 1 и первые «идут в гости» ко вторым. При рефлексии занятия предлагается подумать, по каким принципам мы принимаем и не принимаем людей, кого хочется видеть рядом и кто не может быть допущен близко, как нужно вступать в коммуникацию, чтобы быть принятым

«Гипнотизер и змея»
Цель: Взаимодействие в группе, эмпатия, взаимоуважение
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участники объединяются в пары. Одному из пары достается роль гипнотизера, другому – змеи. «Змея» должна сохранять расстояние около 20 см между своим лицом и ладонью «гипнотизера». «Гипнотизер» с помощью ладони управляет действиями «змеи». По команде тренера участники пары меняются местами.

«Подстройка»
Цель: Развитие телесной коммуникации, развитие воображения, разогрев, эмпатия, взаимодействие в группе
Материалы: Ритмичная музыка, проигрыватель
Время: 20 минут
Содержание: Участники в паре «строят» из своих тел осмысленную композицию. После один из участников отходит, второй стоит, не двигаясь, в той позе, которая была у него в паре. Отошедший «подстраивается», меняя смысл композиции, оба замирают на 1-3 секунды, после второй отходит, подстраивается. Упражнение продолжается 10-15 мин. Общение уча-стников происходит без слов.
Упражнение может быть модифицировано: одна пара может показывать подстройки для всех остальных участников, до-бавляются третий, четвертый и т.д. участники.

«Статуя любви»
Цель: Получение поведенческого и коммуникативного опыта, стимулирование дискуссии о толерантности и уважитель-ном отношении к окружающим
Материалы: Не требуются
Время: 30 минут
Содержание: Тренер оставляет в помещении 3х добровольцев, остальные участники группы находятся вне помещения. Одному из 3х добровольцев предлагается изобразить из двух оставшихся «статую любви». После этого модератор предла-гает «скульптору» заменить одну из фигур, так, чтобы в этой роли он почувствовал бы себя наиболее «некомфортно». Все участники группы по очереди приглашаются в помещение, где выступают сначала в роли «скульпторов» (меняя статую, но сохраняя смысл композиции), а потом заменяют одну из фигур.
Рефлексия: что вы чувствовали будучи «скульптором»? Почему изобразили «любовь» именно таким образом? Что вы чув-ствовали на месте одного из ваших персонажей?

«Ритмические рисунки»
Цель: Развитие чувства ритма, разогрев, развитие слухового анализатора, сплочение группы
Материалы: Не требуются
Время: 20 минут
Содержание: Участники в группах по 4-6 человек передают друг другу ритм, извлеченный ладонями из колен. Следует добиться стройного звучания сначала в группе, потом синхронности с другими группами

«Мусорный язык»
Цель: Развитие навыков транслирования образов с помощью интонаций
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участники работают в парах: без слов, используя только интонацию, разыгрывают цену ссоры (любви, ра-достной встречи и др.)

«Изобразить эмоцию»
Цель: Развитие навыков транслирования образов с помощью мимики и жестов, сплочение группы
Материалы: Маска
Время: 20 минут
Содержание: Один участник изображает для всей остальной группы эмоцию, заданную кем-то из участников группы. Как правило, участники начинают демонстрацию эмоции с помощью мимики. После этого задача усложняется – участник де-монстрирует следующую эмоцию в маске.
Модификация: чтобы задействовать всю группу, каждый участник после демонстрации указывает на участника, который будет демонстрировать следующим (он же может и давать задание).
Рефлексия: что изменилось в вашем восприятии сцены после того как актер одел маску? Для демонстрирования эмоций мы используем, прежде всего, мимику. Зрителям, находящимся далеко от сцены мимика актеров часто не видна. Для повыше-ния выразительности актерам нужно научиться использовать во время игры жесты.

«Круг эмоций»
Цель: Развитие навыков транслирования образов, импровизации
Материалы: Листы бумаги с обозначением эмоций
Время: 15 минут
Содержание: Листы бумаги, на которых обозначены несколько основных эмоций, разложены по кругу. Участники стано-вятся на листы бумаги и по команде тренера демонстрируют «зрителям» эмоцию, обозначенную не их листах. По команде тренера участники меняются местами по часовой стрелке.
Тренеру следует предлагать участникам менять «уровень сцены».Это условие важно для большинства упражнений, свя-занных с демонстрацией образов.
Рефлексия: «гибкость эмоций», не всем свойственно проявлять определенные эмоции (напр., не всем органично злиться), но можно научиться правдоподобно их демонстрировать

«Били-били-боб»
Цель: Тренировка внимания и реакции, включение в работу, эмоциональная разгрузка.
Материалы: Не требуются
Время: 10 минут
Содержание: Участники стоят в кругу, ведущий в центре. Ведущий повторяет фразу «били-били-боб», обращаясь по оче-реди к участникам (важен контакт глаз с человеком, к которому обращается ведущий). Участник, к которому обратился ведущий, в том случае если фраза закончена, должен повторить за ведущим её окончание («боб»). Если он забывает произ-нести окончание, или произносит его в том случае, когда фраза не закончена (или изменена ведущим), участник заменяет ведущего.

«Машина»
Цель: Развитие навыков транслирования и интерпретирования образов
Материалы: Не требуются
Время: 25 минут
Содержание: По заданию тренера участники изображают машину. Участники выходят на сцену по одному и подстраива-ются к композиции, изображая один из элементов машины. Каждый из них может выполнять только одно повторяющееся движение и издавать один звук.
Тренер может давать задание показать «государство как машину», «идеальное государство, как машину». Не уча-ствующим в подстройке предлагается менять кого-либо из персонажей для повышения художественной убедительности сцены.
Рефлексия строится как вокруг художественной убедительности созданных образов, так и вокруг сути понятий, которые транслировали участники.


Подготовка сцены состоит из следующих этапов:
• Разработка сценария
• Распределение ролей
• Репетиция сцены
• «Техники» (когда актеры по требованию модератора играют сцену так будто все слабослышащие, агрессивные, добрые и т.п.) и рефлексия на тему изменений, произошедших в сцене
• Отработка возможных вариантов замен

Разрабатывая сценарий, участники обсуждают с модератором ситуации угнетения и нарушения прав, жертвами или свидетелями которых они стали. Лучше всего, если это будут ситуации повторяющихся нарушений, типичных в той целевой группе, для которой готовится спектакль. На основе предложенных ситуаций разрабатывается сценарий сценки. Важно, чтобы разыгрываемая ситуация не была идеально разрешимой. Но, вместе с тем, она должна иметь несколько вариантов позитивного разрешения.

Августо Боаль сформулировал основные принципы форум-театра следующим образом:
Ясность в изложении сюжета
Четко определенный протагонист (жертва)
В это должно вериться
Сцена должна иметь возможность изменяться
В идеале, сцена должна иметь четко определенные места для вмешательства
Форум-театр – это театр угнетенных, а не депрессивных
Во время обсуждения проблем и подготовки форум-театральной сцены нам, как модераторам, полезно руководствоваться этими принципами.

Актерские техники используются для быстрого повышения качества сцены в сжатые сроки.
При использовании актерских техник содержательное наполнение сцены может меняться, благодаря их применению уча-стники более гибко воспринимают образ своего героя. В условиях ограниченного времени и отсутствия актерских навыков у участников, группе следует объяснить подробно, для чего нужна эта работа и подчеркнуть, что актерские техники - это только способы улучшить сцену. Ниже приведены несколько наиболее часто используемых техник:

«Стоп-кадр». Во время проигрывания сцены по сигналу тренера действие останавливается, и актеры начинают вслух произносить мысли, которые могли бы приходить в голову их персонажам в данной ситуации. Техника применяется для осмысления актерами логики действий своего персонажа и всех персонажей в сценке.

«По очереди». Актеры говорят только по очереди (не одновременно). Данная техника позволяет подчеркнуть реплики каждого из персонажей. Применяется в ситуациях, когда актеры говорят одновременно, заглушая друг друга.

«Ускоренное кино». Актеры играют свои роли вдвое быстрее обычного. Данная техника позволяет убрать лишние реплики и действия персонажей в сцене.

«Замена ролей». Участники сценки на время меняются ролями. Техника помогает лучше понять логику разыгрываемого конфликта, генерирует новые реплики и сюжетные элементы, повышающие выразительность сценки. После этого этапа тренер может предложить одному из участников перераспределить роли актеров так, чтобы они наиболее подходили участникам.

«Мексиканский сериал». Актерам предлагается сыграть сценку пафосно, преувеличено драматично. Техника позволяет изменить содержательное наполнение сцены, повысить ей выразительность.

«Злые». Актеры играют сцену так, как будто каждый из персонажей перевозбужден и крайне раздражен. Техника позво-ляет повысить энергетику сцены, применяется в случае, если актеры вялы и пассивны. Если группа перевозбуждена и это негативно отражается на подготовке сцены, модератор может предложить актерам своих персонажей, наоборот, очень добрыми.

«Глухие». Актеры играют сцену так, как будто все плохо слышат. Техника позволяет выравнять уровень звука в сцене – актеры, произносившие свои реплики слишком громко, начинают играть тише, а те, кто говорил чересчур тихо, начинают говорить громче.

Варианты замен
В завершение этапа подготовки, группы, работавшие над разными сценками, показывают свои спектакли друг-другу (при этом участники групп, не участвующих в показе, играют роль зрителей), предлагают и обсуждают возможные варианты замен. Это дает возможность еще более детально доработать сценки перед показом для публики.

Показ сцены
Эта фаза является кульминационным моментом технологии. На этом этапе предлагается неполная замена зрителями ролей актеров. Останавливая, по своему усмотрению, актеров в мизансцене, зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий.
• Перед показом сцены модератор общается с аудиторией, обсуждая проблему, затрагиваемую в сценке. Важно задать вопрос о личном опыте зрителей относительно явлений показанных в сценке. Например, «Кто из вас сталкивался с дискриминацией? Как это было». Модератор объясняет зрителям правила игры.
• Так же перед показом сценки, для того, чтобы активизировать зрителей и подготовить их к предстоящим заменам ак-теров, модератор может провести со зрителями несколько простых «разминочных» упражнений. Можно порекомендо-вать использовать разные варианты упражнений «Приветствие», «Постройся по росту», «Гипнотизер и змея».
• Когда сценка показана модератор задает вопрос: «Как можно изменить ситуацию?». Когда кто-то предложил вариант решения, его просят выйти на сцену и продемонстрировать его, заменив одного из персонажей. Затем с аудиторией об-суждается вопрос «Изменилась ли ситуация?» и следуют другие замены. Нужно подтолкнуть аудиторию к поиску раз-ных путей решения. При этом главный агрессор в сценке не может быть заменен.
• Зритель может включаться в действие спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее на сцене. Для модератора важно поддерживать необходимый «градус дискуссии» и активизировать всех зрителей, моти-вируя их к поиску вариантов решения проблемы и проигрыванию мизансцен. Только таким образом мы можем дос-тичь максимального эффекта от использования данной технологии.
• Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей, насколько она важна для них.
• Актерами при этом осуществляется особый прием. Подыгрывая и импровизируя вместе со зрителями, они в то же вре-мя не позволяют ситуации стать идеально разрешимой. Это дает возможность искать все новые и новые пути решения проблемы. При этом зрителям, чтобы у них не возникло разочарования от безуспешности собственных действий, объ-ясняется, что в жизни проблемы не решаются так же легко, как в сказке, с помощью волшебной палочки. Людям в сложной ситуации трудно сразу изменить свое поведение, для этого необходимо время, и, главное — желание изме-ниться.
Эта фаза спектакля может продолжаться несколько часов, ее продолжительность зависит от того, насколько будут ин-тересны варианты решения проблем в каждой мизансцене.
• Модератору необходимо чувствовать и вовремя реагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль.




За дополнительной консультационной и методологической поддержкой вы можете обращаться по адресам:

reutski@gmail.com – Константин Реуцкий, правозащитный центр «Поступ»

martin@martin-club.org – Виктория и Сергей Федотовы, МГО «М.Арт.Ин-клуб»

 

Завантажити у форматі MSWord - doc-file (266.24 kb)

 

Матеріал розроблений МГО «М.АРТ.ІН-клуб» (Макіївка, Донецької обл..) та Правозахисним центром «Поступ» (Луганськ) для використання в рамках програми «Розуміємо права людини», що проводиться Українською Гельсінською Спілкою з прав людини за підтримки Норвезького Гельсінського Комітету та Міжнародного Фонду «Відродження»

Рекомендувати цей матеріал

X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль