версія для друку

Громадянська Освіта, 2009,  №09
Толерантність

К дискуссии о толерантности в российском обществе

19.03.2009
автор: Людмила Улицкая
джерело: www.religare.ru

В одном из недавних выпусков "НГ-религий" (№ 3 от 18.02.09) была опубликована статья, посвященная выступлению епископа Пермского и Соликамского Иринарха с требованием запретить уроки толерантности в российских школах. Архиерей был возмущен "навязыванием заморского принципа толерантности" и заявил, что "наш народ учить терпению не нужно". Хотелось бы ответить здесь епископу. Любовь к ближнему – гораздо больше и глубже, чем терпимость (чтобы не употреблять ненавистного и ошибочно трактуемого епископом Иринархом западного термина). Но – по смыслу – без терпимости никакой любви к ближнему и быть не может. "Любовь долготерпит и милосердствует", – и эти слова апостола Павла никто еще не отменял в церковной практике. А как можно "долготерпеть", если мы отменим понятие "терпимость" как вредное и "западное"?

Мне никогда не приходилось встречаться и беседовать с епископом Иринархом, а между тем я, кажется, принадлежу именно к тем людям, которые считают, что терпимости не хватает нашему обществу, то есть к его прямым оппонентам...

Больше двух лет я руковожу издательским проектом "Другой, другие, о других". Слова "толерантность" вы не найдете на его обложке – отчасти именно по той причине, что многие люди имеют предубеждение к этому термину. Но смысл, заложенный в уже вышедшие девять книг по культурной антропологии для детей, тот самый, столь отвратительный для епископа: эти книги рассказывают о том, что в мире существуют люди, которые едят другую, нежели мы, пищу, по-иному одеваются, устраивают свои жилица, воспитывают своих детей. У каждого народа есть свои привычки, правила, особенности поведения, и, если мы не будем этого знать, мы можем попасть в сложное положение. Понимание и сочувствие к другому никак не противоречат христианским ценностям.

Епископ Иринарх пишет "о подлинных нравственных ценностях нашего общества" – в отличие от "неподлинных" ценностей, скажем, протестантов. Откуда он это взял? Я несколько лет внимательно слежу за усыновлениями в нашей стране и за рубежом уличных и бездомных детей больших городов. Улица – это именно то самое место, которое говорит о нравственном лице общества. К сожалению, то, что происходит у нас, нельзя увидеть ни в одной протестантской и католической стране. Во многих европейских странах больше нет детских домов – потому что нет сирот: их берут в семьи, как только обнаруживается, что ребенок остался без родителей. А у нас число отказных детей растет их года в год, население домов ребенка и детских домов тоже растет, а чисто бездомных детей, по разным источникам, от 800 тысяч до миллиона!

Я готова предположить, что вера наша православная самая лучшая и самая истинная. Но никак не готова согласиться с епископом Иринархом, что у нас дело обстоит очень хорошо с "подлинными ценностями".

Вместо того чтобы воевать на этом поле – хороша толерантность или нет, нужна нашему обществу терпимость или нет, давайте лучше попробуем объединить усилия для того, чтобы наше общество – и православная его часть, и инославная, и атеистическая – объединялось в совместном решении трудных социальных проблем. Постараемся не раздувать вражду и неприятие между людьми, а послужить любви. Как вы ее понимаете. И как мы ее понимаем.

 

Источник: НГ-Религии

 

Рекомендувати цей матеріал

X




забув пароль

реєстрація

X

X

надіслати мені новий пароль