Громадянська Освіта

http://osvita.khpg.org/index.php?id=946548929


Георгий Демьянюк, директор школы (г.Енакиево)

30.12.1999
Большое спасибо организаторам данной конференции за то, что они дали нам возможность присутствовать на этой конференции. Я напросился на эту конференцию. Я из города Енакиево, директор 25-й школы, Школа участвует в эксперименте, который проводит Донецкая школа прав человека. Поэтому мы проводили семинар по линии "Международной Амнистии", и поэтому мне просто захотелось почувствовать атмосферу данной конференции, увидеть учителей, ученики которых участвуют в конкурсных работах, и узнать о тех наработках и том самом лучшем, что есть в данной области. И хорошо, что я не ошибся - я очень многое увидел, узнал в ходе этой конференции.

Сразу хочу сказать, что я принадлежу к администраторам, и очень многие вопросы, которые вы поднимали - мне очень понравилась фраза о "файном" директоре, - вы знаете, много здесь было таких мыслей, что нет часов, не хватает часов, нужно в министерство и так далее - все это, извините за выражение, ерунда. Все это можно сделать. Я открою маленький секрет, как и каким образом можно надавить на администратора, директора - короче говоря, как в нашей школе мы ввели данный курс. Вы знаете, что каждый директор думает о том, что если школа не будет заниматься какой-то работой, помимо учебной, и не участвовать, то эта школа как таковая выйдет в середняки или будет где-то пасти задних и т.д. То есть, каждый директор думает о том, чем, помимо этой учебной работы, заниматься и что ввести. Я много перебрал тех областей, которыми можно заниматься в школе, и одна из тех областей, на которых я остановился (тоже благодаря "Международной Амнистии") - это права человека. Есть у нас координатор - это Ольга Быкова, которая является депутатом городского Совета, я сам тоже депутат городского Совета, мы в одной комиссии по законности, правопорядку и правам человека. И вот тогда, где-то полтора или два года назад она предложила заняться этим вопросом.

Вы знаете, самое трудное, с чем я столкнулся - это нежелание учителей заниматься данной проблемой. Они боятся этой проблемы. Они, прежде всего, начали приводить аргументы, что в нашей стране, тем более что Донбасс - это регион, где сосредоточены все проблемы Украины; Донбасс обычно определяет положение на Украине, и здесь более всего не соблюдаются права человека. И когда я говорил о том, что нужно ввести такой курс "Права человека", они мне говорили: ну как мы детям будем говорить о том, что не соблюдается? Кроме того, учителя сами боятся, потому что, в основном, они в своей работе тоже не соблюдают права ребенка.

Здесь мне пришлось, во-первых, познакомить учителей с теми документами, которые есть. Выяснилось, что вот мы говорим о том, что нужно обучение правам человека - вы знаете, очень многие учителя сами не знают тех основных документов о правах человека, выявляют полное незнание этих документов. Поэтому, когда я учителей начал знакомить с этими документами, я сказал: "Ну, вы не знаете, хорошо, дети не знают - а дальше? В конце концов, порочный круг надо разорвать". Поэтому где-то через год мне удалось подобрать такую группу единомышленников, которые с опаской согласились на проведение данного эксперимента.

Кроме того, мне удалось на заседании методобъединения - я сам физик по специальности, но набрался смелости и выступил на городском заседании методобъединения, познакомил с положениями "Международной Амнистии" (что в Донбассе тоже воспринимается не очень положительно) и рассказал об основных направлениях и о намерениях школы заняться именно этой областью. Вы знаете, это скептически встретили. Мне повезло в том плане, что, как оказалось, в Донецкой области есть, помимо "Международной Амнистии", энтузиасты своего дела - это Донецкая школа прав человека, это Рагозин, - вы, наверное, слышали о них. Так вот, они вошли в контакт с областным управлением, они подняли областное управление на эксперимент, мне удалось втиснуться в этот эксперимент, хоть и с опозданием. И согласно этого эксперимента, тоже по методическим разработкам, которыми они помогали, с 1 по 8 класс по 0.5 часа мы ввели обучение правам человека.

Учителям было очень трудно. Вы понимаете, боязнь того, что это новый материал, и в результате этой работы часть учителей отсеялась, особенно из начального звена. Я сначала думал предложить готовить 6 человек, три отсеялись, одна со скандалом, и получилось, что нашлось три энтузиаста начального звена и два среднего звена, которые взялись за эту работу. Тяжело, очень трудно. Большую помощь нам оказала "Международная Амнистия" - Валерий Пивницкий, Роман Гречаник и остальные к которым приходилось обращаться, потому что очень мало было информации. В результате этой работы я узнал, что есть Харьковская правозащитная группа, и узнал о многом хорошем, что есть в данной области.

На следующий год, когда начали говорить о том, что не хватает часов - значит, в школе есть {вариативный} компонент, если вы знакомы, раньше - государственный и школьный компонент. Вариативный компонент целиком формируется школой. Если вы сумеете подговорить своих школьников, если в школе есть анкетирование, чтобы они писали о том, что нужно в школе ввести курс "Права человека" и предъявите это директору, то любому директору что делать? В конце концов, он общественное мнение должен учитывать, и он пойдет на это. Найти часы всегда можно. В нашей школе на следующий год мы с 1 по 9 класс будем участвовать по 34-часовой программе, это 34 класса будут задействованы в изучении прав человека. Нужен или нет именно этот курс, мы обсуждали.

Кроме того, большой толчок нам дал еще семинар, который был проведен у нас в г.Енакиево. Если вы читали бюллетень №2, выпущенный "Международной Амнистией", то там есть о семинаре в г.Енакиево. Он был проведен прекрасными людьми - семьей Нины и Олеся Кусайкиных, - и после этого семинара, который был организован для учителей нашей и других школ г.Енакиево, для учителей близлежащих городов, после этого семинара, вы знаете, уже в городе организовалась группа, в частности, Антон Ильич Сарри, учитель истории из 1-й школы, и очень много появилось учителей, которые поняли, что есть необходимость введения этого курса. И сейчас мы работаем над тем, чтобы в городе создать такую инициативную группу. После этой конференции мыслей у нас очень много, и {по поводу инициативной группы} методкабинет нам идет навстречу, городской отдел образования - здесь проблем никаких нет. Но здесь мы подумали, что эта группа должна быть независимой и работать параллельно с методкабинетом, потому что мы боимся того, о чем вы говорили - что это может перейти в обязаловку. Я еще раз повторяю, что я физик и администратор - сам я понимаю необходимость этого, и первое, чему я рад - что мне удалось создать в городе этот коллектив единомышленников, который понимает.

Задачи в дальнейшем - посмотрим, в школах трехгодичный эксперимент. Жаль, что (может, в это и наша беда), что мы немножко не в том направляли работы на конкурс. Мы направили через областное управление, там то ли задержалось, то ли еще что, и получились накладки. А оказывается, эти работы на конкурс посылать надо было непосредственно по вашему адресу. Поэтому там и получилась такая накладка. Думаю, что этот вопрос на следующий год тоже мы уладим.

Что я хочу сказать? Я очень рад видеть вас, энтузиастов данного дела. Работайте с родителями, работайте с учениками, вызывайте необходимость введения данного курса, тормошите директоров ваших школ. Я вижу, что директора здесь сидят, и мне ли говорить, что всегда можно найти часы, в тот момент когда сейчас безденежье, ограничение фонда заработной платы, я здесь слышал и об отпусках, и о 70 процентах слышал, но всегда, если постараться, можно найти. И та работа, которую вы делаете, очень необходима.

Я еще раз благодарю организаторов данной конференции. Большое спасибо за то, что мне удалось посетить ваш семинар, и несмотря на то нахальство, с которым я звонил в ваш адрес и напрашивался. Значит, большое спасибо, и всем нам удачи!

Рекомендувати цей матеріал