Громадянська Освіта

http://osvita.khpg.org/index.php?id=946548501


Александр Сердюк, докторант Национальной юридической академии Украины, эксперт Харьковской правозащитной группы (г. Харьков)

30.12.1999
Моя задача сводится к достаточно простой практической вещи - я должен вам показать и рассказать об одном из проектов, работа над которым идет в Харьковской правозащитной группе. Присутствие на вашей встрече меня инициировало на разговор о некоторых более общих вещах, потому что я просто не могу не высказать свое мнение. Я, к сожалению, очень мало и плохо знаю школу, только через сына-школьника, да еще через общение с ее выпускниками, которые становятся студентами юридической академии. И вот я вижу там как бы результат того, чем вы занимаетесь. Но вот еще третье знакомство со школой - это с вами. Но это тоже, очевидно, не та картина, это неправильная картина школы, потому что вы лучшие, и то, что здесь происходит - это, наверное, не типично для школы. Так вот поэтому, может быть, мне и легко будет говорить о тех проблемах, которые вы сейчас затронули и которые мне представляются очень важными вообще для судеб нашей страны.

Прежде всего я хотел бы сказать о самой идее или программе гражданского образования. Я не думаю, что здесь так уж все сложно и стоит ли вообще эту проблему сводить к созданию каких-то структур, каких-то сквозных программ. Я не думаю, что какое-то прямое копирование западных образцов гражданского образования, "civil education", применимо в наших условиях. Очевидно, при создании каких-либо новых курсов нужно учитывать ситуацию, традиции в нашей образовательной системе. И вводить курс Конституции, курс знания основных законов - это, по-моему, не тот путь. Здесь нужно пользоваться тем, что есть - может быть, даже тот же курс истории может для гражданского образования дать больше, нежели введение каких-то очень уж экзотических курсов.

У меня были всегда и остаются сейчас сомнения в отношении целесообразности и эффективности существования курса "Права человека". Когда я начал знакомиться с теми методическими материалами, на которых строится в школе преподавание этого курса (т.е. учебники, методические рекомендации и т.д.), это сомнение у меня не исчезло, но у меня появилось какое-то ощущение удовлетворения, что есть люди, которые пытаются эти ценности донести.

Но тут есть проблема глобального характера. Ведь права человека нельзя преподавать. Точнее говоря, это то, что очень трудно вообще поддается преподаванию. В школе говорят: "Мы прошли эту тему" - так вот, права человека в школе "проходят", а "проходить", если следовать правилам языка, можно и мимо. И вот получается, что все проходится мимо. Почему? Потому что права человека - это не сумма знаний, это особая методология, это особая философия, если хотите, это основа современного политико-правового мышления вообще. И в таком качестве преподавать права человека очень сложно, но нужно. И как это преподавать - я не знаю. Может быть, действительно, сейчас в условиях перехода, который переживает общество и школа, нужно иметь такой курс, как "Права человека". Но он очень легко превращается в сумму каких-то очень простых и таких, как говорят, "доктринированных" знаний, т.е. как бы знаний, рационализированных до предела, из которых выхолащивается их ценностная суть, выхолащивается идея. Иногда это происходит потому, что при изложении темы смещаются акценты.

Я смотрю учебник и вижу, что его написал историк, потому что там история позитивного права, иногда правовых доктрин, дается логика развития каких-то нормативных актов, начиная с Великой Хартии, при этом авторы даже пытаются говорить о каких-то украинских традициях. Но это, в общем-то, неправильно. Одно дело употреблять в позитивном акте какие-то слова (например, "человек", "права человека"), а другое - исповедовать, скажем так, философию прав человека. Это разные вещи. Поэтому если права человека сводятся только к сумме знаний - это неправильно. Знание конвенций, знание основных документов - это только исходное знание, но оно не дает понимания сути.

Дело в том, что права человека - это не только то, что зафиксировано в позитивном праве и отражено в текстах международного права, национального права, т.е. в хартиях, конвенциях, конституциях и так далее. Это прежде всего те ценности, которые они несут. А эти ценности фактически могут быть даже и не сформулированы прямо в тех или иных юридических текстах.

Таким образом, права человека можно изучать только в единстве трех составных частей - аксиологического основания (т.е. ценностного основания), позитивного права и, наконец, применения, а еще точнее - толкования, потому что только в толковании раскрывается природа того, о чем говорит та или иная норма позитивного права. Если вы возьмете любую статью Европейской Конвенции и ее прочитаете - она настолько обыденна, настолько проста, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. И это не даст ничего вашим школьникам, если вы заставите выучить это все. Это не знание прав человека. Знание прав человека приходит на другом уровне, когда вы понимаете ценности, которые лежат в основе этой, скажу так, методологии или философии. И для нашего современного отечественного юриста, а уж тем более для рядового гражданина (или, может быть, наоборот - я тут не уверен) совершенно неприемлемым является тот стандарт толкования проблемы достоинства личности, который исходит, скажем, из Европейской Конвенции.

И если вы будете говорить своим школьникам о том, что исходя из прав человека, как они понимаются, скажем, в Европейской Конвенции, получается, что существует как бы такая иерархия значимости: на высшей ступени иерархии находится человек как таковой, а затем идет, скажем, представитель власти (допустим, полицейский), дальше идет какое-нибудь высокое должностное лицо, а уж совсем менее защищенными этими нормами той же Конвенции являются какие-то учреждения, правительство и т.п. Это нам непривычно - ведь мы приучены к тому, что простой человек - это так, а вот тот же человек, облеченный властью или должностью - это уже более высокая ценность. И уголовное право наше построено на этом, это и во многих нормах права зафиксировано, т.е. это совсем другой стандарт толкования.

Есть и более сложные статьи, более сложные проблемы, которые только в связи со своим ценностным основанием, которое проявляется в толковании, которое проявляется в применении этой нормы, становится понятным и доступным. И только тогда станет ясно, что права человека - это не просто реестр субъективных прав. А очень часто так и получается - очень многие воспринимают права человека как только то, что зафиксировано в тех или иных нормативных актах, что отражено в нормах позитивного права. Но это ведь не так. Права человека могут быть нами поняты только в связи личности и государства. Сегодня здесь об этом много говорилось, но как раз вот этого и не понимают. Очень многие воспринимают права человека как то, что как бы даровано государством. И иногда говорят, что права человека естественно вытекают из сути человека - это тоже не совсем правильно. В любом случае, права человека всегда есть продукт общественного договора, это продукт компромисса человека, гражданского общества и государства.

И как раз для того, чтобы отразить эту ценностную суть, нужно как-то по-другому строить этот курс, учитывая, что это не просто сумма знаний, сумма информации, сумма каких-то сведений. Тем более, очевидно, не нужно засорять их вторичной информацией, например, различными "историческими экскурсами".

И еще один момент, который важен для понимания этой современной проблематики - это особое значение процедурной стороны. Сейчас говорят о том (теоретики говорят, а практики следуют их советам), что современная демократия - это прежде всего процедуры. Современные демократии созданы процедурами. Только благодаря процедурам демократический идеал стал реальным основанием политико-правовой жизни. Тут упомянули опыт США. Но опыт США - это совершенно другая правовая система. Там нет такого обилия законов, там очень простая Конституция, но благодаря процедурам, которые заложены и которые воплощены в практику, эта демократия и эти ценности живут, и живут эти права, которые там зафиксированы. Еще 50 лет назад один из судей Верховного Суда США сказал, что если бы он стоял перед выбором, чему отдать предпочтение: или советскому процессуальному праву с американским материальным правом, или советскому материальному праву при американском процессуальном праве, - он бы отдал предпочтение советскому материальному праву только потому, что при этом будет их процессуальное право. То есть он как раз подчеркнул значимость этих процессуальных гарантий, значимость процедур. Вот почему обучение правам человека возможно только как обучение "практическому праву".

Должен ли курс "права человека" быть отдельным курсом или эта проблематика должна присутствовать в структуре правоведения? Мне кажется, что в любом случае целостность восприятия должна быть сохранена, потому что здесь, повторяю, главное - не информационная сторона: дать знание, - а мировоззренческая, воспитательная: привить ценностное понимание проблемы.

В связи с этим, когда мы в Харьковской правозащитной группе обсуждали эти вещи, у нас появилась мысль о том, что, может быть, лучше воспользоваться другими, нетрадиционными подходами. И мысль, которая к нам пришла, носила даже такой немножко хулиганский характер: если школьник в школе под давлением ситуации, в которую он попал (т.е. он должен учиться, посещать занятия, отвечать на вопросы, получать оценки), не хочет чего-то делать, т.е. не хочет учить этот предмет "Права человека" - и предмет очень трудный, и учителя, может быть, не всегда могут это делать качественно (потому что, как мне рассказали сейчас здесь, урок длится тридцать минут и его ставят после физкультуры), - так вот, мы решили применить другой подход и своего рода спекуляцию на досуговых интересах школьников.

Вы сейчас знаете, что молодежь формируется в совершенно новой информационной среде, и книга как таковая утратила былое значение для них. У них другие приоритеты, они считают, что более интересная информация для них в чем-то другом, в других формах подачи. И мы обратились к таким вещам, которые рождены современной компьютерной информационной революцией и новыми технологиями, которые сейчас появились и становятся все более массовыми.

Современные мультимедийные технологии применяются в разных сферах. Сейчас существуют, например, мультимедийные энциклопедии: вы можете взять Большую Советскую Энциклопедию в десятках томов на одном маленьком диске и работать с ней. Там вы можете увидеть не только текст, но и увидеть фотографии, и фильмы, видеосюжеты, музыку можете слушать, речь, и так далее. Очень развито применение мультимедийных технологий в сфере бизнеса. Мне достаточно длительное время пришлось заниматься разработкой всякого рода бизнес-планов, инвестиционных проектов, справочников и других продуктов на компакт-дисках, которые очень удобны для пользователя как с точки зрения полноты представления информации, так и доступности, быстроты поиска.

Одним из наиболее распространенных таких продуктов стали в последнее время компьютерные игры. Вы знаете, что школьники и дети очень увлечены всем этим делом - они на это тратят больше времени, чем на школьные занятия. Я не знаю, как у вас в других городах, но в Харькове есть определенная статистика, которая связана с анализом досуговой активности школьников. И цифры свидетельствуют о том, что это то, что им интересно, это то, к чему они чувствуют достаточно сильную тягу, к такого рода деятельности.

И вот у нас появилась такая идея - сделать компьютерную игру, которая была бы построена на правах человека. Это легко сформулировать, но очень сложно найти техническое и, прежде всего, сценарное решение этой идеи. Потому что такая компьютерная игра не может сводиться к простому набору текстов или каких-то иных форм представления информации, т.к. в таком случае мы следовали бы той методике, против которой пытаемся возразить.

Поэтому мы решили, что главной целью такой компьютерной игры должна стать ориентация на те ценности, которые содержатся в современном международной праве о правах человека. Мы взяли в качестве ориентира документ, который представляет то, что называют сильным правом, - Европейскую Конвенцию. Это сильное право потому, что оно подкреплено реальным механизмом, т.е. это право, которое доводится до исполнения, и если это право нарушается, оно всегда - повторяю, всегда, поскольку задействована процедура, - всегда разрешается, т.е. нарушения права всегда устраняются. Мы попытались сконцентрироваться на проблематике, которая здесь возможна, и показать те ценности, которые проповедуются и защищаются этой Конвенцией.

Кроме того, естественно, нужно дать детям и определенную информацию, заставить их знать текст этой Конвенции, показать реальные жизненные ситуации, в которых проблемы прав человека проявляются. И тогда мы взяли за основу практику Европейского Суда по правам человека. Вы знаете, что Европейский Суд рассматривает каждый год какое-то количество дел и выносит определенные решения, и, собственно, на основе решений Европейского Суда и формируются те стандарты, которые являются стандартами соблюдения прав человека в Европе. Они очень близки к стандартам США, и можно говорить о том, что они как раз являются современным цивилизованным подходом к проблеме прав человека, самым развитым и продвинутым, и, может быть, это то, что для нашей страны это самые интересные стандарты, самые важные, даже не принимая во внимание тот формальный момент вступления Украины в Совет Европы, а исходя из каких-то глубинных оснований вообще всей нашей жизни и всех наших ориентаций.

И вот, таким образом появилась эта игра. Мы избрали тот жанр, который наиболее близок к нашей проблематике - это так называемый жанр квестов. Ваши дети, может, об этом знают. Квест - это по-английски "поиски". То есть фактически герой (или играющий) ходит по разным ситуациям, берет различные предметы, берет разную информацию и из одной ситуации переносит в другую. В своей игре мы пытались логику игры строить на поиске и использовании определенной информации (хотя работа с предметами, в соответствии с каноном жанра, тоже применяется).

И вот, собственно, на этом принципе взаимосвязи различных вещей мы построили эту игру, как приключения мальчика, который попадает в какую-то ситуацию. Этот мальчик у нас - герой этой игры. Стадия, которую мы вам сейчас покажем - это то, что называется "бета-версия", или "демо-версия", предварительная, для того чтобы получить общие представления об этой игре.

Здесь есть определенные технические сложности. Мы думали о проекторе, но проектора нет, это сложно очень. Поэтому можно посмотреть только на ноут-буке, хотя он сильно ухудшает изображение, т.е. лучше было бы на большом компьютере. Те, кто близко, могут подойти сюда и посмотреть, а кто в дальних рядах, могут потом подойти и это все посмотреть.

Сюжет игры завязывается на том, что некие темные космические силы как бы пытаются планету Земля вернуть к каким-то доцивилизационным формам организации жизни, т.е. они хотят устранить те мудрые правила, к необходимости соблюдения которых люди в своей многовековой истории пришли и которые сформулировали в виде определенных правовых документов (в контексте нашего сюжета эталоном является Европейская Конвенция по правам человека), т.е. это действительно мудрые правила, которые сохраняли устои цивилизации. И вот эти темные силы каким-то образом (это все мы там показываем и рассказываем) добились того, решив начать с Европы, что Конвенция как бы исчезла из жизни этого континента. И к мальчику обращается добрый инопланетянин, который хочет помочь планете Земля: если ты побываешь в нескольких местах Европы и сможешь там найти дискеты и диски, на которых записан текст Конвенции, его фрагменты, и соберешь их вместе, то все это зло и все эти козни расстроятся и все станет по-прежнему.

Таков сюжет. Там он немножко сложнее и красивее, и там попутно дается как бы история и теория этой проблематики прав человека. То есть, прежде чем поставить эту задачу перед нашим героем, ему объясняют, как возникла идея прав человека, что она значит в современном мире, как понимается и реализуется.

После этой вступительной части уже можно играть. Существует несколько уровней, т.е. несколько игровых ситуаций, и каждая из этих ситуаций построена на одном или на нескольких делах, которые рассмотрены Европейским Судом, т.е. на нескольких таких историях. И на каждом уровне мальчик должен найти дискету с фрагментом Конвенции. Обучающий момент состоит в том, что игрок должен работать с текстом Конвенции, он должен работать с проблематикой, должен находить какие-то решения. А развлекательный момент состоит в том, что здесь есть игровые вставки: тут, допустим, примитивная "стрелялка", на других уровнях идут более сложные игровые моменты - блуждание по лабиринтам, будет как бы сочетание предметов, т.е. для того чтобы открыть сейф на одном из уровней, он должен найти код, а этот код состоит из наименований нескольких статей Конвенции, которыми он воспользовался на предыдущем уровне, т.е. он должен все это соединить.

Есть такой фрагмент, где используется понятие личной свободы. Что такое личная свобода? Мы эту идею показываем следующим образом. В 1977 году Европейским Судом рассматривалось дел "Гуддарди против Италии", где был вопрос о том, лишили его свободы или нет, применив некоторые административные меры. И вот мальчик в диалоге с этим Гуддарди должен помочь ему ответить администрации, которая утверждает, что он свободен и что его никто свободы не лишал. И вот нужно как бы по методу теста найти правильные критерии свободы,тем самым определив, что такое свобода, как политико-правовое понятие.

Поскольку "играбельность" игры, точнее ее "проходимость" зависит от того, насколько игрок обладает знаниями в области прав человека, - важное значение в структуре игры имеет система информационной поддержки ("подсказок"). В нашей игре эта система включает в себя: а) текст Европейской конвенции по правам человека; б) подборку учебных текстов - изданные в Украине учебники наших авторов или издания Совета Европы (например, "Короткий путівник по Європйскій конвенції з прав людини", автор Донна Гом(єн"); в) отдельные издания ХПГ, посвященные этой проблематике; г) два фильма о Совете Европы, которые нам любезно предоставил Центр информации и документации Совета Европы в Украине.

Такова в общих чертах характеристика игры, над которой работают в Харьковской правозащитной группе. Пройдет несколько месяцев и мы сможем всем заинтересованным лицам предоставить компакт-диски с нашей игрой.

Рекомендувати цей матеріал