Громадянська Освіта

http://osvita.khpg.org/index.php?id=1084393843


МАРЕК НОВИЦКИЙ

12.05.2004

Тереса Черневич-Умэр
"Новая Польша", №1 (49), январь 2004 - www.novpol.ru

"Закон был для него границей, а не инструментом власти", - сказал Сергей Ковалев на похоронах скончавшегося 10 октября 2003 года Марека Новицкого, правозащитника, президента Хельсинкского фонда прав человека. Людмила Алексеева, прощаясь с Новицким, назвала его учителем, который взрастил сотни правозащитников на территории всей России (Добавим: а также - Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана - Прим. ред. "ПЛ/ГО")

Марек родился в 1947 году. Его отец, ученый, был офицером разведки Армии Крайовой, участвовал в Варшавском восстании.

В одном из интервью Марек сказал: "Моя жизнь складывалась из трех увлечений - остальное отходило на задний план. Первым был альпинизм, вторым - физика, третьим - права личности, защита права человека быть самим собой, защита неповторимости каждого. Эти увлечения наступали по очереди, они определили три периода моей жизни".

В школе, по его собственным словам, Марек был непослушным и дерзким. Даже свою чрезвычайную начитанность он сумел сделать источником конфликтов. Он ненавидел приказы - запреты переносил легче. Получив в четверти двойку по физике, Марек решил доказать, что он не идиот, как назвал его учитель. Взялся за ученье и... победил на физической олимпиаде, благодаря чему мог поступать на физический или математический факультеты без экзаменов. Аттестат зрелости он получил в варшавском лицее им. Рейтана. Он, правда, думал пойти по другой линии, например на юрфак, но с обеспеченным студбилетом предпочел поехать в горы, вместо того чтобы сидеть над книгами, готовясь к вступительным экзаменам.

В то время горы были его страстью. В 14 лет - конечно, прибавив себе возрасту - он записался на альпинистские курсы при Высокогорном клубе. Как он рассказывал, ему это разрешили умные родители, видевшие, что непослушный сын нуждается в адреналине: они пришли к выводу, что хотя бы там он не будет хулиганить. Он занимался альпинизмом в Альпах, в Азии, но больше всего в Татрах, где даже разработал несколько новых маршрутов восхождения. Вместе с другими альпинистами из Варшавского университета он стал одним из создателей студенческого альпинистского движения: сначала был создан Университетский альпинистский клуб, потом Федерация студенческих альпинистских клубов, которую Марек возглавил. Он участвовал в реформе системы альпинизма в Польше, в 1974-1977 гг. работал в правлении Польского союза альпинистов, а потом занимал различные должности в его комиссиях.

Он воспитывался в доме, куда политике не было доступа. Поэтому молодой Новицкий держался в стороне от общественно-политических дел. Правда, в марте 68-го он бастовал вместе с другими студентами Варшавского университета, но, по его словам, не очень понимал, в чем собственно дело. Он жил любовью к горам, а потом влюбился в физику. Окончив университет, он был оставлен при нем ассистентом и специализировался по экспериментальной ядерной физике. Во второй половине 70-х Марек Новицкий поехал на длительную стажировку в Дубну, в Объединенный институт ядерных исследований. Он неплохо знал русский - как он говорил, благодаря песням Окуджавы, Галича и Высоцкого. Пребывание в Дубне принесло плоды в виде не только собранных материалов для диссертации, но и немалых знаний о тоталитарном государстве.

В Дубне Марек Новицкий не ограничивался контактами с местными учеными. Правда, он не имел права путешествовать без специального разрешения, но он купил советскую одежду, велосипед и начал ездить по окрестностям, разговаривать с людьми. "Я понял, ЧТО коммунизм - иной, чем тот, который я знал в Польше, - способен сделать из человека: не из такого, что в псевдоэлегантном костюме гуляет по Москве или Ленинграду, а из жителя маленького заплеванного городка... Заканчивая свое пребывание в Дубне, я знал, что полученные знания должен как-то использовать".

В Польшу Марек вернулся в начале 1980 года. После августа 80-го он тут же включился в работу оппозиции в Мазовецком [Варшавском] региональном правлении "Солидарности". Ездил на организационные и выборные собрания на предприятия, возглавил комиссию по посредничеству, которая помогала разрешать конфликты между дирекциями предприятий и членами профсоюза. Стал также заведовать отделом технической организации актов протеста, то есть занимался организацией протестов, забастовок, уличных демонстраций. В ночь с 12 на 13 декабря, когда было введено военное положение, его взяли в помещении регионального правления и интернировали.

Выйдя из лагеря, Марек Новицкий вернулся в Варшавский университет, но на самом деле его поглощала подпольная деятельность. Он настолько в нее втянулся, что в конце концов отказался от работы в университете.

Он основал подпольное издательство "Нейтрино" и был редактором ежеквартального журнала "Законность. Тексты о праве и бесправии" - разумеется, тоже подпольного.

В декабре 1982 г. вместе с группой интеллигентов-правозащитников Марек Новицкий учредил в Польше Хельсинский комитет. Эта подпольная организация, обладавшая хорошо организованной сетью информантов по всей стране, составляла доклады о правопорядке в ПНР и нарушениях международных норм в области прав человека. Первый доклад, названный "Польша в период военного положения", комитет составил в 1983 году. Текст был передан на Запад, переведен и распространен среди правительственных делегаций на проходившей в том же году в Мадриде конференции ОБСЕ. Благодаря документам комитета такие международные организации, как ООН, ОБСЕ, МОТ, были информированы о положении в Польше.

В 1989 г. Хельсинский комитет начал действовать открыто и создал Хельсинский фонд прав человека. Марек Новицкий стал его президентом. В одном из интервью он говорил: "Мы хотели создать независимое от государства учреждение, занимающееся исследованиями и просвещением в области прав личности. Тогда это еще не было возможно юридически, поэтому мы выбрали форму фонда как слабее всего контролируемую государством".

На протяжении своей деятельности комитет и фонд приобрели несомненный авторитет и принадлежат теперь к самым важным общественным организациям в Польше и во всей Европе. Марек Новицкий занимался как экспертной работой, так и просвещением в области прав человека. Правда, он был юристом-самоучкой, но за долгие годы, посвященные этой тематике, стал крупным специалистом. Его многократно приглашали в качестве советника и международные организации, и польские законодатели. Он был одним из авторов проекта "Хартии прав и свобод" и членом консультативного совета по правам человека при министре иностранных дел.

С 1994 г. Марек Новицкий занимал должность эксперта по человеческому аспекту при ОБСЕ, в 1997-2000 гг. был экспертом ООН по национальным планам просвещения в области прав и свобод человека. Он очень много сделал для правозащитного движения в странах бывшего СССР, где стал символом мирной борьбы за достоинство и права личности. Его волновало положение малых народов, борющихся за свое выживание под чужеземным господством, в частности тибетцев. По приглашению его фонда в Польше дважды побывал Далай-лама. В последнее время Марек заинтересовался исламом, чтобы помогать строительству демократии в мусульманских странах без ущерба для религиозного самосознания.

Особой заботой Марека Новицкого было просвещение в области прав человека. По его инициативе была создана Школа прав человека Хельсинского фонда, где он стал самым любимым преподавателем. Он был автором ряда публикаций и сценариев фильмов, посвященных истории и философии прав человека, а также книги "Что такое права человека".

"На права человека, - писал Марек Новицкий, - чаще всего ссылаются политики, стремясь доказать свои, зачастую противоположные взгляды. Между тем права человека стоят над политикой, они универсальны. Невозможно делить их на буржуазные и социалистические, христианские или либеральные. Права человека определяют, чего не имеют права делать власти с подлежащим им человеком, причем неважно, кто держит власть - король, диктатор, единственная партия или демократически избранный парламент. Права человека всегда указывают границы их власти".

В "Газете выборчей" после смерти Марека Новицкого написали: "Его интерес к правам человека, подобно альпинизму или оппозиционной деятельности во времена ПНР, был вызван тем огромным значением, какое он придавал свободе и достоинству. Сам он был человеком независимым - это одна из причин, по которым после 1989 г. он решил быть активистом, а не правительственным чиновником, хотя многие его знакомые пошли править страной. В Третьей Речи Посполитой он, будучи активистом, строго следил за их деятельностью".

Он несомненно обладал огромным авторитетом у людей, находящихся в разных местах политической сцены. В 1996 г. Марек Новицкий был награжден медалью св. Георгия, которую присуждает редакция "Тыгодника повшехного".

Борясь за человечность, он помогал "удерживать мостик между землей и небом".

Рекомендувати цей матеріал