Громадянська Освіта

http://osvita.khpg.org/index.php?id=1007569889


"Повна загальна середня освіта в Україні є обов’язковою..."

05.12.2001
автор: Наталья Ушакова, г. Харьков
Видимо, с целью предотвращения повальной деинтеллектуализации в Закон Украины об образовании была включена 35-я статья. Говоря просто, она предписывает всем обязательное посещение школы. То есть – хочешь, не хочешь... Должен, и все. Тем более, что образование у нас теперь обязательное среднее, и номер "работать после 9-го" не пройдет.

Жизнь под лозунгом "каждому по аттестату и базовым знаниям" должна, естественно, способствовать поднятию уровня грамотности, интеллектуального развития и творческой реализации каждой отдельно взятой личности. Кроме того, ответственность за посещение занятий теперь несут и родители. Таким образом то, что на протяжении многих лет было только заботой и внутренними требованиями конкретных учебных заведений, теперь выведено на государственный уровень. Но если кто-то мог подумать, что стоит принять закон, по которому "всем ходить", и прогульщики вернутся за парты, а лентяи и двоечники возьмутся за ум, то иначе как наивным его не назовешь.

Вот несколько жизненных примеров.

"Пример" первый школу забросил эдак в октябре. До марта администрация писала в разнообразные инстанции. До мая ждала ответов. Роман в письмах закончился безрезультатно – комиссия по делам несовершеннолетних печальным мужским голосом сообщала о необходимости оформить все документы "как положено", а по одному обращению они меры принимать не могут. То есть мало просто сказать "там-то и там-то не соблюдается закон", а надо собрать еще восемь бумажек к этому обращению, включая справку из ЖЭКа о составе семьи и наличии у ребенка жилплощади. В результате где-то в середине мая, когда вплотную встал вопрос о переводе в следующий класс, ничего не оставалось делать, кроме как решать эту проблему самостоятельно. Собрались и пошли.

В подъезде нашу делегацию встретили недоверчиво, но когда поняли, что мы не очередные собутыльники, а как раз наоборот, заговорщицки попросили "принять меры", поскольку "пропадает Машка" (сиречь наш "объект"). Весть о том, что пришли по Машкину душу, распространилась среди сидящих на скамеечке бабушек еще до того, как мы вошли в лифт, поэтому реплику самой прагматичной и, вероятно, наиболее реалистичной из них: "Та шо воны зроблять?" было слышно хорошо.

В квартире нас ждала прямо семейная идиллия (вопреки всем ожиданиям, – зная понаслышке эту семью, честно говоря, готовились к худшему.) Ободранные обои и отпадающая штукатурка нас, боевых офицеров образования, шокировать уже просто не могла. Удивило другое: на полу, среди пивных бутылок – нарды. Мы своим приходом отвлекли от интеллектуального занятия собственно Машкуи некоего молодого (?) человека. Мама девочки сидела тут же на диванчике и с умилением наблюдала за чадом. Маме было хорошо и весело, также как и молодому человеку. На законный вопрос "Чего в школу не ходишь?" чадо деловито потушило сигаретку и ответило вполне конкретно: "Неинтересно". Вот так. И чихать всем хотелось на 35-ю статью. Но мама и молодой человек были настроены со всей решимостью, и на очередное Машкино заявление: "я в школу не ходила и ходить не собираюсь" отреагировали бурно. Мама начала взывать к дочкиной совести, а молодой человек авторитетно заявил: "Будешь". Машка посмотрела на него приблизительно так, как смотрит дарвинист на иеговиста и, томно улыбаясь, после двадцати минут уговоров выдала, наконец, свое согласие. Причем с условием и парой-тройкой оговорок. Итог? Да, в школу она пришла, и даже иногда заходила еще, без дополнительных визитов. Худо-бедно в следующий класс ее перевели. Зачем? А исходя из вечного принципа "с глаз долой – из сердца вон".

Естественно, о каком-то достойном уровне знаний в непутевой голове речи не идет. Финал: стоит себе ребенок вместе с мамой и молодым человеком на рынке, трудовую копейку в дом несет. Почему бы и нет, в конце концов?

Пример второй.

Ребенок неустроенной судьбы, которому Бог послал такую же неустроенную маму. Та, пытаясь найти себя в большом бизнесе, дочку забросила уже давно, логично рассудив, что образование – дело рук самих... ну, понятно. В итоге девочка поменяла за девять недолгих лет четыре школы очень широкого диапазона – от обычной районной до суперпрестижной бизнес-гимназии. В конце концов, устав быть сильной, сознательной и самостоятельной, Таисия сдалась. В школе последний раз ее видели где-то в феврале. И опять история повторилась: письма, ожидание, нулевой результат... Нет, было одно приятное разнообразие: комиссия по делам несовершеннолетних попросила школу уточнить адрес этой семьи, поскольку по адресу официальному она не проживает, и, соответственно, никаких мер к ней применить нельзя. (Прочувствуйте ситуацию: комиссия по делам несовершеннолетних просит школу уточнить адрес!)

Ну что ж, собрались и пошли.

Нашли Таисию у бабушки, за 40 минут езды от школы. Бабушка поохала насчет того, что сделать ничего не может, Таисия ходить в школу отказывается, так не вести же ее насильно? Но, с другой стороны, почему нет? Разве есть в нашем мире что-нибудь невозможное, особенно для учителей? Раз-два, бодренько притопали с утра пораньше, сервис: "бесплатная доставка киндера до места, и никаких сюрпризов!" Так и появилась Тая в середине мая в пятнадцатый раз (за 204 учебных дня, не считая экзаменов) на пороге школы – в сопровождении автора этого правдивого опуса. Надо отдать ей должное, она все поняла и более никаких проблем у нас с ней не возникало. Но опять-таки, о каком образовании может идти речь?

Пример третий явно предпочитал салон компьютерных игр реалиям ученической жизни. Реакция мамы: "Он говорит, что идет в школу, не буду же я идти за ним следом!" Конечно, уважаемая, не будете. Ходить следом, приводить под белы рученьки да еще и караулить, чтоб, не дай Бог, не сбежало – удел учительский. Родителям положено только желать детям лучшей судьбы, а вся черная работа достается школе...

Под номером четвертым... Собственно, можно продолжать как минимум пунктов на двадцать, не напрягаясь. Причем добрая половина "примеров" живут во вполне нормальных, благополучных семьях, ситуация с вечно пьяными родителями, которые по физическим показателям не могут контролировать своих отпрысков характерна для 5-6 семей. То есть где-то в 70-80% случаев мы сталкиваемся с сознательным пренебрежением законом. Причем, хотя контроль за его выполнением фактически возложен на школу, у последней отсутствуют реальные механизмы воздействия на нарушителей. Вот и получается – хочешь вернуть прогульщика туда, где он обязан находиться – усынови его.

Мораль сей басни банальна донельзя и вынесена в эпиграф. И, в принципе, права, наверное, Таина мама, считая, что если дочка захочет – всему научится, а не захочет, так что же... И правы, конечно, учителя, полагая, что некоторым вполне хватит и трех классов образования. И правы, в общем-то законодатели: дети сами по себе слабы и не знают, чего хотят, надо ж кому-то наставлять их на путь истинный, ну и, кроме того, в школе под присмотром им находиться все же как-то безопаснее... Но, Бог мой, как болят ноги!

Рекомендувати цей матеріал